Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1159 просмотров

В 18 лет попали в Афган, но страха не было, был патриотизм

25 декабря исполнилось 40 лет с того дня, как советские войска направили в Афганистан. В той войне погибли 26 жителей нашей области, ещё один земляк пропал без вести, сообщает "Диапазон" @gazeta_diapazon. 

1100-километровый переход через советский и афганский Памир в декабре 1979 - январе 1980 совершил 860-й отдельный мотострелковый полк.

Более 1700 наших солдат и офицеров отслужили в Афгане, некоторые вернулись с травмами и стали инвалидами на всю жизнь.

Декабрь, 1979 год, г. Шинданд, Сериккали Туребеков (на фото слева).

Актюбинские ветераны афганской войны Жакан Акын и Сериккали Туребеков были в числе первых, кто попал на войну в 1979 году. 

Доктор и педагог мединститута воевал в Афгане 

Жакан Акын родился в Эмбе. После школы он отучился в городе на фотографа, а в 18 лет его забрали в армию. Совсем молодой парень не ожидал, что попадет на войну, в 860-й отдельный мотострелковый полк и совершит знаменитый переход через Памир.

– Мы тогда совсем не знали, что нас собираются отправить в Афган. Хотя в конце ноября нас начали усиленно готовить. Утром 24 декабря нас подняли по тревоге, выдали сухпаек на трое суток, и ротный сказал: «Мы едем в Афганистан, и я не знаю, вернетесь ли вы оттуда живыми». Видимо, из-за юношеского максимализма нам не было страшно, да и у нас в крови был такой патриотизм. Мы пошли по серпантину, спали в БМП и сами строили дорогу. Было очень холодно, 6 месяцев мы спали на улице в палатках, на земле, с одной буржуйкой, даже в -40 градусов. Со мной служил приятель, Николай Домбровский, ему пуля попала в печень, он пролежал в коме в Душанбе несколько недель, его чудом спас аспирант, который готовил кандидатскую по этой теме и вытащил его с того света. 

Душманы до смерти издевались над солдатами, разрушали дорогу, которую строили молодые ребята, после ее строили заново. 

– Как-то душманы начали обстреливать нашу роту. Один солдат не удержался и начал падать в реку с сильным течением, другие ребята хотели ему помочь, стали вытаскивать, и тут в одного из них попала пуля, он утащил за собой 4 человек. Удалось найти тела только двоих, один из них был наш земляк. Из-за того, что не было никаких условий, появлялись вши, болячки, гепатит, дизентерия, малярия, брюшной тиф, желтуха. Выживали, как могли. 

На протяжении 3 месяцев Жакан Акын [на фото] не писал письма родителям. Его отец героически прошел всю Великую Отечественную, получил орден Красной Звезды и умер в 2010 году, а маме Жакан Акына уже 91 год.

– На 8 Марта я впервые отправил маме красивую индийскую открытку, их очень трудно было найти, написал, что в Афгане, все хорошо, лежу, отдыхаю. Я боялся опозорить родителей, если даже умирать, то достойно. Когда там долго находишься, уже до такой степени привыкаешь к смерти, что можешь сидеть рядом с трупом и спокойно кушать. Это, конечно, страшно, но человек может приспособиться ко всему. Трупный запах у меня остался в голове на всю жизнь. Сколько ребят подрывались на минах! Бывали случаи, когда солдат сильно ранило, их отправляли из госпиталя домой, а они просились назад, воевать. После Афгана было сложно жить как прежде. Когда я вернулся, меня переполняли непередаваемые чувства. Не верилось, что не услышишь свиста пуль. 

После Афгана Жакан Акын поступил в мед­училище, работал в Эмбе зубным техником, получил высшее образование в Алматы, женился и воспитал сына, дочку, сейчас она живет в Америке. Актюбинский «афганец» более 25 лет преподает в нашем мединституте на факультете стоматологии. 

Душманы, 50-градусная жара и дизентерия убивали наших солдат

Сериккали Туребеков родом из Хазретовки. В 19 лет, после сельхозтехникума его призвали в армию, в Афгане он был командиром БМП. 

– В апреле 1979 года меня перевели к китайской границе. Потом неизвестно куда и зачем стали отбирать спецов, среди которых был и я. В тот же день нас посадили в трехъярусный поезд, как в кино, где все внутри было из дерева. На протяжении двух суток мы проезжали все станции, останавливались только для дозаправки. Конечной стала станция Кушка, там нас стали усиленно готовить. Мы рыли окопы, закапывали БМП. 

Осенью Сериккали Туребекова [на фото] назначили замкомандира взвода, а перед тем как войти на территорию Афганистана, его перевели командиром управления БМП. 

– 9 декабря нас подняли по тревоге, но еще 17 дней мы просидели в БМП в ожидании приказа. И только 26 декабря мы зашли в Афганистан. Мы следовали колонной до назначенного пункта, нас обстреливали, но останавливаться нельзя было. Были случаи, когда душманы подрывали машины и, несмотря ни на что, мы обязаны были сбивать своих же с пути, чтобы ехать дальше. Солдат учили: пусть лучше погибнут 11 человек, чем целый полк. Наша задача была захватить аэродром. Я потерял своего друга Костю Матвеева, он был механиком. 

Зима, мороз, для молодых ребят не было никаких условий, чтобы спрятаться от душманов, они рыли окопы и спали в палатках.

– Я несколько раз подрывался на самодель­ных минах, у меня до сих пор осколок в пальце. Порой приходилось общаться с местными, у нас ведь не было линии фронта. Они могли днем ходить, улыбаться, а ночью стрелять, так мы однажды нашли нашего прапорщика обезображенным. Население занималось наркотиками, некоторые наши ребята ломались и подсаживались. 

Солдаты жили в полной антисанитарии, летом в 50-градусную жару целый взвод заболел дизентерией. 

– В Афгане была полная антисанитария, снимешь одежду, бросишь на землю, а в ней что-то шевелится. У нас случилась эпидемия в Кушке, более 600 ребят заболели дизентерией, некоторые умирали, врачи не знали что делать. А в итоге спас нас туркмен, который приехал на верблюде. Он варил отвар из верблюжьей колючки. 

После войны Сериккали Туребеков несколько лет проработал трактористом в поселке, после его назначили зам­председателя колхоза, он работал в партийных органах, а сейчас занимается сельским хозяйством. Сериккали Туребеков счастливый муж и отец двоих сыновей и дочери.

687 «афганцев» осталось в городе

– 25 декабря день памяти, – говорит актюбинский ветеран-афганец Гумер Галеев. – Прошло 40 лет со дня ввода советских войск в Афганистан, это большая дата. Тогда мы, 18-19-летние ребята не знали, что попадем на войну. Сложнее всего было первопроходцам, в 80-м году были самые большие потери. Из нашей области в первом призыве было 180 человек, 8 не вернулись. Они там жили в жутких условиях. Все давали подписку о неразглашении, что идет война. На могиле нашего солдата, который умер первым, написали «погиб при исполнении воинского долга». Ребята действительно герои. С каждым годом «афганцев» становится меньше, в нашем городе их осталось 687, а в области 991. 

Автор — Инна ГИЗАТУЛИНА

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • Твист

    Твист

    Низкий поклон и уважение воинам-"афганцам"!

    3
    0