• 794 просмотра
Хорошие дороги в Актобе могут строить только иностранцы?
В Актобе открыли центр качества дорог. «Диапазон» @gazeta_diapazon узнал, чем он занимается и станут ли наши дороги лучше.
Национальный центр качества дорожных активов по Актюбинской области, так называется новая организация, работает на месте бывшей дорожной лаборатории.
– Дорожная лаборатория проверяла только трассы республиканского значения. Мы занимаемся еще и местными дорогами. Их контролировали организации технадзора. По каждому проекту проводят конкурс на ремонт дорог и на технадзор. Это все так и осталось, плюс качество дорог проверяем мы, – говорит директор центра Кайрат Каримбаев. – Кроме этого мы будем проводить экспертизу проектов на средний ремонт дорог.
Кто платит за проверку
Что интересно, услуги проверяющей организации платные. Но спешу успокоить: за проверку дороги платят не подрядчики, а те, кто заказал ремонт и строительство дороги.
– По городу мы проверяли уже капремонт улиц Маметовой, Карасай батыра, Байганина, Кулумбетова. На двух последних улицах нашли нарушения, – рассказал Кайрат Каримбаев. – В асфальте было мало мелких частиц, больше щебня. Это приводит к образованию пор, в асфальт попадают осадки, и он разрушается. Подрядчиков обязали укатать дорогу или полностью ее переделать. После устранения нарушений все проверим заново.
По областным дорогам тоже были дефекты. На дороге Актобе– Болгарка–Шубаркудук были просадки: при укладке асфальта образовались неровность и трещины. Дорогу еще ремонтируют, мы дали предписание ТОО «РСУ». На трассе Шубаркудук–Соль-Илецк асфальт неровный, 2700 квадратов переделали.
Мы проверяли еще строящуюся дорогу от Байганинского района до Атырау. Но там работает иностранная компания, поэтому все на уровне.
Иностранцы строят лучше. Почему?
Хромтаускую трассу от Актюбинской области до границы с Костанайской областью, это 411 км, строила турецкая компания «Алсим Аларко». Атыраускую дорогу строит итальянская компания «Тодини». Трассу Западная Европа–Западный Китай до Мартука строила турецкая компания. Это самые лучшие дороги. В городе дороги тают вместе со снегом. Почему?
– Вы говорите о междугородных трассах. Там все прописано в проекте, за нарушение наказывают, – говорит Кайрат Каримбаев. – Иностранцы у дороги сразу возводят городок, там своя лаборатория, свой бетонный и асфальтовый заводы. Материалы они используют местные, но тщательно отбирают. В требованиях указывают, какую технику применять, даже прописывают бытовые условия рабочих. У компании, которая строит дорогу в Атырау, есть специалисты, которые контролируют технику безопасности, быт, питание рабочих. Там все до душевых расписано, даже следят, чтобы рабочие получали молочное и фрукты.
На местных дорогах экономят, из-за этого приходится нарушать. Километр международной дороги в десятки раз дороже местной. К тому же их строят с нуля. Все разбирают до земляного полотна и возводят заново. На дороге в Атырау асфальт не ремонтировали с 70-80-х годов. Сейчас там все снимают и делают заново. Мосты, водопропускные трубы будут новыми. Эта дорога будет даже лучше, чем дорога Западная Европа–Западный Китай. Но участки будут платными. Сейчас строительство идет от Кандыагаша.
То яма, то колодцы
На ремонт городских дорог тоже тратят немалые деньги, а жалоб на них меньше не становится.
– Хорошая дорога и стоит дорого. Мы тонким слоем размазываем материалы на километры. Портится же дорога из-за того, что где-то основание неправильно уложили, использовали асфальт бракованный. Даже если все нормально сделали, под дорогами колодцы, коммуникации, кабели, и мы их постоянно раскапываем. Нарушается плотность грунта, его уже нормально не укатаешь. Еще же мы торопимся: из-за ремонта пробки. Дорога после этого дает просадку, начинает портиться. Есть и другие проблемы. Бордюры без разрывов ставим, плотно. Воде некуда уходить, и она портит асфальт. На Нокина с двух сторон поставили бордюры, только в этом году начали делать сливы, а асфальт клали в позапрошлом году. Зачастую строители не учитывают уклон дороги. Сливы в проектах начали закладывать только в последние годы. Чтобы асфальт служил дольше, применяли дорожные решетки, но это был эксперимент, везде их класть дорого.
Асфальт под микроскопом
Нам показали, как дороги проверяют. Для этого есть выездная лаборатория. Инженеры на месте проверяют ширину дороги, уклоны, затем вырезают керн – кусок асфальта и изучают его чуть ли не под микроскопом.
– Вырезанный асфальт делят на слои, сушат в жарочных шкафах, прессуют и погружают в вакуум, проверяют плотность, – рассказывает лаборант Алибек Байжанов [на фото].
– Также мы смотрим, из чего состоит асфальт. В нем должны быть щебень разных фракций, отсев, минпорошок, битум, но все в определенной пропорции. Когда чего-то меньше или больше, качество асфальта ниже. Много битума – асфальт потеет, выходит наверх, образуется колея, камушки вылетают. Асфальтобетонную смесь мы проверяем 3-5 дней. Смотрим состав, путем выжигания извлекаем битум, проверяем его. Это долгий процесс. Отдельно проверяем битум с асфальтовых заводов на растяжимость и другие параметры.
Чем дешевле, тем лучше?
Может, дороги плохие, потому что тендер выигрывают те, кто делает ремонт за меньшие деньги?
– Сейчас систему изменили. Участники тендера могут сделать скидку до 10%, не более. Чтобы выиграть, они вносят часть денег в банк, показывают платежеспособность. Так сделали, потому что демпинг пошел, скидывали до 50%. Люди выигрывали тендер, потом думали: а как теперь строить? – говорит Кайрат Каримбаев. – Сейчас качество дорог будет строго контролироваться. Кроме этого мы будем мониторить состояние дорог, заводить на каждую паспорт. Раньше это делали только на республиканских дорогах.
По Актюбинской области 7 тысяч км дорог – республиканских, областных, межрайонных и сельских. В целом у нас республиканские дороги на 80% относительно хорошего качества, местные – наполовину. Раньше ситуация была намного хуже.
Кайрат Каримбаев: «Мы проверяем из чего состоит асфальтобетонная смесь. Ее нагревают, делят, взвешивают, прессуют. На изучение уходит до 5 дней». || Фото автора
Инженеры Талгат Бижанов и Тельман Малаев вырезают фрагмент асфальта, везут его в лабораторию, чтобы проверить качество. На месте проверяют ширину дороги, уклоны. || Фото Евгения СОЛОДОВЩИКОВА
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 3