• 909 просмотров
"Я кричал, что я журналист". Как во время митингов в Казахстане задерживали работников СМИ
МВД сообщило о девяти случаях задержаний журналистов в Алматы и Нур-Султане.
Задержание британского журналиста Кристофера Риклтона
9 и 10 июня в Казахстане прошли несанкционированные митинги и задержания. По официальным данным, за участие в них задержали и привлекли к ответственности более 900 человек, из них 657 – арестовали, 128 – оштрафовали, 168 – получили предупреждения, напоминает сайт informburo.kz.
Среди задержанных были не только протестующие, но и те, кто пришёл освещать митинги. По данным МВД, сотрудники полиции задержали девятерых журналистов.
Почти всех задержанных журналистов отпускали через некоторое время. В одном из случаев журналиста не задержали, но, по его словам, избили.
"Они схватили меня и повалили на землю"
В ночь с 10 на 11 июня в Алматы в районе Сайрана корреспондент Tengrinews.kz Шокан Алхабаев снимал задержания людей, вышедших на несанкционированную акцию.
"Там полицейские, где-то 20 человек, вязали десятерых парней. Кричали: "Лежать!" Когда я подошёл с камерой и стал снимать, меня тоже начали вязать", – рассказывает Шокан.
По словам журналиста, его повалили на землю и начали пинать.
“Мне наносили удары полицейские, два из них пришлись по лицу”, – говорит Шокан Алхабаев.
Шокан Алхабаев
Впоследствии председатель Комитета административной полиции МВД Максат Байболов рассказал, что журналист оказался слишком близко во время силовой фазы по ликвидации антиобщественных проявлений в районе автовокзала “Сайран”. Однако Шокан Алхабаев уверяет, что сообщил стражам порядка, что он журналист. По его словам, у него не было жилетки с надписью "Пресса", но было служебное удостоверение, которое он пытался показать полицейским.
“Они схватили меня и повалили на землю, начали сильно крутить руки. Я кричал, что я журналист. Удостоверение было у меня в руке, когда один из полицейских меня крутил, он схватил меня за руку, не давал раскрыть удостоверение. Потом он завёл мне руку за спину и отобрал удостоверение”, – вспоминает Шокан Алхабаев.
Шокан говорит, что его оставили лежать на земле. Он вызвал себе скорую, но она не приехала. Прождав более часа, журналист вместе со своим руководителем, подъехавшем на место чуть позже, отправился в 7-ую городскую больницу, где врачи зафиксировали на его теле различные травмы: ушиб мягких тканей грудной клетки и передней брюшной стенки, ссадины в области крыла подвздошной кости справа, оссаднение скуловой области с обеих сторон.
Шокан Алхабаев
Теперь корреспондент Tengrinews.kz намерен привлечь к ответственности сотрудников полиции. Он уже подал заявление в УСБ ДВД Алматы с жалобой на их действия. Как ему сообщили в МВД, сейчас проходит служебное расследование, которое займёт около месяца.
“Мне не дали даже до кармана дотянуться"
Во время митингов был задержан и иностранный журналист. Разрешительные документы от МИД РК не помогли гражданину Великобритании – журналисту из Associated France Press Кристоферу Риклтону избежать задержания полицией 9 июня в Алматы.
После задержания на лице у журналиста появился синяк. Заместитель министра иностранных дел РК Роман Василенко на брифинге в ЦИК заявил, что полиция не имеет отношения к синяку и журналиста никто не бил.
Как рассказал сам британец, во время задержания он упал и ударился лицом о колено полицейского. Иностранца продержали в Турксибском РУВД чуть более часа и отпустили после вмешательства Министерства иностранных дел РК.
"Они отобрали у меня аккредитацию. Мне пришлось срочно звонить в МИД, и только после звонков министерства полицейские вернули мне аккредитацию”, – рассказал Кристофер Риклтон.
Асем Жапишева
Ещё одна журналистка, которая оказалась в числе задержанных, – Асем Жапишева. Она сотрудничает с Central Asian Bureau for Analytical Reporting и рядом казахстанских СМИ. Её задержали 10 июня в Алматы на улице Панфилова в районе площади "Астана". Как рассказала девушка, она не снимала происходящее в тот момент, а просто стояла в отдалении и ждала коллегу.
"Я была не там, где шёл сам митинг, – говорит Асем Жапишева. – Они (полицейские. – Авт.) целенаправленно в мою сторону пошли, хотя доказать это я, конечно, не могу".
Асем Жапишева говорит, что сообщила стражам порядка, что она журналист.
“Мне не дали даже до кармана дотянуться, чтобы показать документы. Полицейские схватили меня с двух сторон и запихнули в автозак. Самое сложное для них было найти отдел полиции, куда меня везти, потому что всё было занято”, – вспоминает своё задержание Асем Жапишева.
Полиция продержала Асем в Ауэзовском РОП несколько часов. После вмешательства коллег, правозащитников и активистов журналистку выпустили на свободу.
Скрутили руки и повели в автозак
Кроме того, 9 июня были задержаны два корреспондента “Радио Азаттык” – Пётр Троценко и Сания Тойкен, у которых были на руках редакционные задания и служебные удостоверения. Троценко задержали на площади "Астана" в Алматы. Он фотографировал происходившую там акцию протеста. Пётр Троценко был без жилета с надписью "Пресса", показать служебное удостоверение он не успел.
"Меня так быстро схватили за руки, что я даже не успел показать свои служебные документы. Разумеется, я говорил, что я журналист, но они не принимали этот факт во внимание", – сказал Пётр Троценко.
Задержание Петра Троценко
Троценко пробыл в Бостандыкском РОП около двух часов, после чего его отпустили.
Сания Тойкен же была задержана в Нур-Султане недалеко от дворца "Жастар" на пересечении проспекта Республики и улицы Сейфуллина. Её привезли в отделение полиции Сарыаркинского района, однако там не оказалось мест. В итоге журналистку увезли в отделение района Есиль, где после проверки документов отпустили.
Задержание журналиста бюро по правам человека
Журналист от Казахстанского международного бюро по правам человека Дмитрий Тихонов был задержан в Алматы 9 июня на пересечении улиц Панфилова и Толе би. По его словам, он не был в жилете журналиста, но при нём было служебное удостоверение.
"Я показал полицейским мои документы, и они знали, что я журналист от бюро. Меня не трогали до момента с провокацией, когда на моего коллегу Андрея Гришина напал неизвестный человек в гражданском, – рассказал Дмитрий Тихонов. – Мне пришлось защищать коллегу, после чего меня задержала полиция, а провокатора нет. Меня продержали в Турскибском РОП около двух часов, а потом отпустили. Задерживавшие меня полицейские принесли мне извинения, сославшись на приказ начальства меня задержать. На мужчину в кепке, напавшего на нас, мы написали заявление в прокуратуру 13 июня. Пока никакой информации из прокуратуры нет".
Андрей Гришин. Фото сделано 12 июня
Задержали и корреспондента газеты "Омирай" Бакытжана Косбармакова. Это случилось 12 июня вечером в районе площади "Астана" в Алматы. В этот день на старой площади не было митинга как такового, но прошли задержания. По словам Бакытжана, он предъявил полицейским служебное удостоверение, но его поместили в автобус, где находились другие задержанные.
Бакытжан Косбармаков
Главный редактор газеты “Уральская неделя” Лукпан Ахмедьяров был задержан в Уральске.
“Меня и троих моих коллег задержали 12 июня на площади Абая в центре Уральска. В этом месте планировалось собрание людей, которые были независимыми наблюдателями на прошедших выборах президента. Когда я начал фотографировать, как полиция и люди в камуфляжной форме задерживают людей, двое сотрудников полиции скрутили мне руки и повели в автозак. Отпустили меня потом через три часа”, – рассказал Лукпан Ахмедьяров.
Полицейские явно превысили свои полномочия
По мнению руководителя фонда “Әділ сөз” Тамары Калеевой, полицейские явно превысили свои служебные полномочия и их действия могут подпасть под уголовную статью.
"В случаях, когда сотрудники МВД задержали журналистов, у которых были служебные документы и которые не нарушали законодательства, эти сотрудники сами совершали правонарушение. Данное действие подпадает под статью 158 УК РК", – считает Тамара Калеева.
Статья 158 Уголовного кодекса РК говорит о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. Так, полицейскому, который создаёт условия, препятствующие выполнению журналистом законной профессиональной деятельности либо полностью лишающие его этой возможности, грозит наказание в виде штрафа в размере до ста месячных расчётных показателей либо исправительных работ в том же размере, либо привлечения к общественным работам на срок до ста двадцати часов, либо ареста на срок до сорока пяти суток.
Если же полицейский препятствовал работе журналиста с применением насилия или угрозы его применения в отношении журналиста, то его ждёт наказание в виде штрафа в размере до двух тысяч месячных расчётных показателей либо исправительных работ в том же размере, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься опредёленной деятельностью на срок до трёх лет.
Не забывайте жилет
Председатель Комитета административной полиции МВД Максат Байболов в беседе с журналистами посетовал на то, что полицейским при задержании очень сложно отличить журналиста от митингующего гражданина. Он также сообщил о том, что полицейские отпустили журналистов сразу после того, как убедились в том, что они действительно являются представителями прессы.
"Нам известно о девяти случаях. 9 и 10 июня в Нур-Султане и Алматы при пресечении фактов противоправных действий задержали в том числе журналистов. Они не имели каких-либо отличительных знаков. Они снимали на сотовые телефоны, у них не было камер, микрофонов. Когда полицейские устанавливали, что они действительно работают в СМИ, их сразу освобождали. Ни одного из журналистов к административной ответственности не привлекли", – сказал Максат Байболов.
Рекомендует журналистам надевать жилеты с надписью “Пресса” и Тамара Калеева. По её словам, журналистам необходимо соблюдать определённые правила в целях избежания эксцессов.
Тамара Калеева
“Каждому журналисту, который идёт на митинг с целью освещения событий, следует надевать жилет, брать с собой служебное удостоверение и редакционное задание, а также вести себя корректно в общении с сотрудниками полиции. Если говорить о произошедшем инциденте, то, конечно, печален факт задержания девяти журналистов. Но если сравнить нынешние события с земельными митингами 2016 года, то налицо прогресс. В 2016 году были задержаны 55 журналистов, по данным нашего фонда. А в этом году всего лишь девять. При этом нужно понимать, что даже девять задержанных журналистов вызывают недоумение у общественности”, – поделилась своим мнением Тамара Калеева.
В МВД привели информацию о задержанных журналистах только в Нур-Султане и Алматы. Какой-либо информации о количестве задержанных в других регионах во время протестов не озвучивалось.
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 1