Актобе – город, где нет дорог никогда!
Депутаты гормаслихата решили разобраться, почему в Актобе дороги в ямах. На их ремонт выделяют миллиарды, но новый асфальта тает со снегом. Общественники предложили огораживать каждую яму, даже закрыть некоторые дороги полностью, а к тендерам допускать только местные компании. Приезжих теперь не могут найти.
На фото: Апрель 2019 года. Улица Арынова в Актобе. Такие ямы на многих улицах. Чтобы их объехать, водители выезжают на встречную полосу, попадают в аварии. Огородить ямы некому. В городе нет подрядчиков, которые отвечают за содержание дорог. Так ответили полицейским в горотделе ЖКХ. || Фото Владимира ЗОБЕНКО
Депутаты гормаслихата решили разобраться, почему в Актобе дороги в ямах. На их ремонт выделяют миллиарды, но новый асфальта тает со снегом. Общественники предложили огораживать каждую яму, даже закрыть некоторые дороги полностью, а к тендерам допускать только местные компании. Приезжих теперь не могут найти, передает корреспондент «Диапазона» @gazeta_diapazon.
Нурлан КОБЕГЕНОВ:
– 11 аварий из-за ям
Встреча началась с сообщения инспектора группы дорожно-технической инспекции УП Актобе Нурлана Кобегенова. Он оценил состояние дорог как неудовлетворительное и отметил: особенно сложно ездить по ул. Кобозева, в Акжар-1, 2, по мосту на Аз Наурыз, проспектам 312-й Стрелковой дивизии, Санкибай батыра, ул. Зинченко, Герцена, Жанкожа батыра, Краснощекова, Некрасова, Заводской.
– Из-за ям водители вынуждены делать объезд, выезжать на встречную полосу, на магистральных улицах заторы. С начала года произошло 11 ДТП из-за наездов на ямы. По закону за ущерб, возникший из-за дорожных условий, ответственность должны нести дорожники. Но выяснилось, что в Актобе нет подрядной организации, которая отвечает за содержание дорог. Так нам ответили в горотделе ЖКХ. Добавили: ремонт дорог невозможен. Надо подождать сухой погоды и тепла выше 10 градусов.
– Почему ямы не огораживают, если это создает аварийную ситуацию? По закону дефект должны устранить в течение 12 дней, – возмущался член общественного совета Андрей КУДЕЕВ [на фото].
– В городе нет такой подрядной организации, работу некому выполнять, – ответил полицейский.
– Я позвонил на 102, сообщил о глубокой яме на дороге, и что это административное правонарушение. Яму тут же огородили. Нашли и забор, и компанию. Нарушение, если даже яма 5 см, – сказал Кудеев.
Депутаты поинтересовались, сколько пешеходов пострадали из-за плохих дорог.
– Они обходят лужи и идут по дороге. Знаки не освещены, – говорил депутат Талгат Хамитов.
– Смертельные случаи были на улицах Берсиева и Нокина.
– Надо, чтобы весь город был в ограждениях и невозможно было проехать. По Санкибая кто едет на производство, с утра проклятия. Надо какие-то дороги перекрывать полностью. Если оставить город непроезжим, власти зашевелятся, – рассуждали члены общественного совета.
Аскар САДЫКОВ:
– Это идиотское отношение власти к нам
– Из года в год госслужащие, служащие МВД читают одни и те же доклады, приводят статистику, но никому от этого не легче. Нам некомфортно жить в этом городе. Нельзя идиотское отношение власти применять к нам изначально. На ямочный ремонт, капремонт, реконструкцию и содержание дорог тратятся огромные деньги, но проблема не решается. Мы живем в городе, где нет дорог никогда. В каждом округе избиратели говорят одно и то же: дороги, общественный транспорт, освещение. Особенно сложно в сельских округах. Давайте требовать с городских, областных властей, чтобы занялись этой проблемой, – предлагал депутат облмаслихата Аскар Садыков.
Талгат ХАМИТОВ:
– Обещали дороги, как в Америке
Собравшиеся хотели послушать руководителя горотдела автодорог Руслана Турегали, но он не явился.
– В прошлом году он бодро и красиво обещал, что за полгода дороги будут, как в Америке, у меня даже запись есть, но сам не пришел, – заметил Талгат Хамитов.
Отвечать за дороги пришлось руководителю горотдела ЖКХ и автодорог Жулдызбеку Бисембину.
– На 2018 год на дороги из бюджета выделили 3,8 млрд тенге. Длина отремонтированных дорог – 27,6 км, – сообщил он. – Большая часть денег ушла на ремонт и строительство мостов и надземных переходов. ПСД на ремонт дорог утвердили в 2017 году, тендер состоялся в январе 2018 года, с подрядчиками заключили договор в феврале, с мая начали ремонт, было 8 подрядных организаций.
На вопрос почему на улице Байганина после ремонта ямы, взялся ответить замакима Актобе Ибраим Кузбаев.
– Там проводили капремонт дороги. Все подрядчики по недоделкам осведомлены, согласны. Кто не согласен, на тех подали в суд, есть решение.
Собравшиеся решили послушать самих подрядчиков, но их в зале не оказалось. Выяснилось, что они из другого города. С места поднялся представитель «Актобестройэксперта» Арман Кунакбаев, объяснил, что их предприятие реконструировало только улицу Монке би. Улицу Байганина они не ремонтировали.
– А в отчете отдела ЖКХ это есть, – не понимали собравшиеся, но как так получилось, выяснять не стали. С места подняли представителя ТОО «Алимас ЛТД», которое ремонтировало улицу Карасай батыра.
– Там асфальт проваливается, ширина не соблюдается, – возмущались депутаты
– Не знаем, к нашей работе замечаний не было. Там все по проекту. Ширина 6 метров. А деньги за работу нам до сих пор не дали. Помогите решить этот вопрос.
Руслан СЕИЛХАНОВ:
– Кто плохо работает –в черный список
– Я бывал в Атырау, Актау, Уральске, там нет латаных дорог. Где у нас авторский надзор? Кто недобросовестно работает, надо внести в черный список, – предлагал Руслан Сеилханов, член общественного совета
– Там добавляют минеральный порошок. Почему у нас так не делают? – интересовались депутаты.
– Минеральный порошок у нас в городе не покупают. Покупают Актау и Атырау, и качество дорог там лучше. Это обязательный ингредиент для асфальтобетона. В асфальте образуются поры, скапливается влага, из-за этого при низкой температуре его разрывает. Нет связующего вещества, – объяснил инженер-техник Аскар Коянбаев.
Замакима Актобе Ибраим Кузбаев заверил, что по его поручению это уже проверяют.
– В Актобе более 600 км дорог, из них только половина соответствует по качеству, – сказал он. – На ремонт нужно 8,5-9 млрд тенге. Ежегодно выделяют около 4 млрд. В Уральске дорог меньше, а выделяют 7-8 млрд.
Аманбай САКИЕВ:
– Зачем арыки загораживают бордюрами?
Собравшиеся долго спорили, кто виноват, что дороги плохие.
– Виноват заказчик – отдел ЖКХ и автодорог, – высказывался депутат гормаслихата, директор «Трансэнерго» Аманбай Сакиев. – Хоть один проект вы вернули назад, сказав, чтобы его сделали обратно? – обращался он к руководителю отдела ЖКХ Жулдызбеку Басембину. – По Газизы Жубановой улицу отремонтировали, сделали арык и все перегородили бордюрами. Вода на асфальте, арык сухой. Кто делал такой проект? Заказал кто? Отделу автодорог дали туфту, пришел подрядчик, реализовал. И надо проверить асфальтовые заводы, что они выпускают. У нас денег хватит только на латание. Но если дороги только латать, мы никогда не построим новое.
– По улице Газизы Жубановой не было проекта. Там был только средний ремонт. Арыки сделали после укладки асфальта, – ответил руководитель отдела ЖКХ.
Собравшиеся интересовались, почему после ремонта на дорогах ямы, проводятся ли геодезические исследования.
– По Нокина в 6 местах проблема. Геодезия делается, но почва «играет». На все проекты изыскания были.
Кто-то из присутствующих сделал предположение, что вся проблема в меловидном щебне, который применяют в Актобе, он растворяется.
Дамир ТАСМАГАМБЕТОВ :
– У нас не ремонтируют основание дорог. Минеральные порошки применяют все заводы. Без него асфальт не выпускают. Во всем виноват заказчик. Постоянно не хватает денег. ЖКХ подрядчикам за прошлый год должен 5-7 млрд тенге. Образуется цепочка долгов. Предприятия должны за щебень, битум, минеральный порошок, полимеры. Мы не можем все время работать в долг. Еще одна проблема – у нас не ремонтируют основание дорог, – высказывался Дамир Тасмагамбетов, директор ТОО «Асфальт».
Ибраим КУЗБАЕВ: – Сделали дорогу до скорой, там гости, анау-мынау
Как объяснил замакима города, проекты на ремонт готовят нормальные, но из-за нехватки денег их удешевляют.
– В Атырау применяют щебеночно-мастичный асфальтобетон, там и дороги хорошие, вода в них не проникает, – говорил он. – У нас был договор на 15 млрд, из них выделили 3,2 млрд в 2018 году, в этом – 4,2 млрд. На полный ремонт денег нет. Из выделенных 2 млрд пойдет на продолжение работ на ул. Тургенева, Маметовой, в Нур-Актобе, на мостах. Есть проект на расширение до 6 полос пр. Санкибая. Стоимость 1,6 млрд тенге. В управлении экономики говорят: «Ой бай, нет таких денег». Нам предлагают средний ремонт с гарантией 2 года, потом надо ремонтировать опять. На Батысе мы сделали дороги только где «скорая», чтобы показать… гости там, анау-мынау. И только в этом году еле доказали, что там нужна дорога. Там тоже 1,7 млрд тенге надо. Если это будет, мы отремонтируем улицы до Южного обхода. Все упирается в деньги. Мы думаем: сделать первый слой и побольше охватить или двумя слоями отремонтировать маленький отрезок?
Мухтар ЕРМАХАНОВ: – Провал был до нас
Директор ТОО «Ерхан жолдары» Ермаханов доказывал: если в год строить по 10-15 улиц, проблему с дорогами можно решить за 3-4 года. Но в год на дороги дают 5 млрд, 2,5 из них уходит на развязки.
– Много замечаний было по улицам в районе рынка, – говорил он. – Мы все сделали. В Авиагородке в одном месте недоработка, так получилось… На Нокина только возле «Альтаира» проблема. Но там до нас был провал. Мы поправим.
Алтынай МУХАНОВА: – Надо менять первых руководителей
– Вы можете сколько угодно денег выделить, – говорила депутат гормаслихата, – их никогда не будет хватать. Надо определить правильного подрядчика и технадзор. Почему мы разрешаем строить сегодня и завтра ремонтировать? Надо менять и подрядчика, и технадзор, и первых руководителей, если они не выполняют требования. Стыдно за дороги наши.
Сулупан ШИНТАСОВА: – Ощущение, что вы договариваетесь, и вам выгодно без конца ремонтировать
– Мы не можем найти крайнего. Ни один подрядчик не пришел. Жулдызбек и Кузбаев, вы подписываете акты и несете ответственность за свою работу. Каким образом вы проплачиваете деньги подрядчикам – вопрос. Такое ощущение, что вы договариваетесь, и вам выгодно без конца ремонтировать дороги, – выразила мнение секретарь гормаслихата.
Аскар САДЫКОВ: – Пока будут строить компании из Шымкента…
– Все прекрасные дороги в Актау строит компания, собственник которой живет в Актобе, – высказывался депутат. – И пока у нас будут дороги строить компании из Шымкента и других регионов, которых мы не можем призвать к ответу, мы будем оставаться там, где мы есть.
Гульжан САГАНДЫКОВА: – Подрядчики уехали, не знаем, где они
– Кто документы подписал, он и должен нести ответственность, – говорила член общественного совета. – А тут компании уехали, мы не знаем, где они. Они не должны участвовать в тендерах. Они могут это сделать, если только откроют филиал здесь. Надо вносить это в закон, чтобы не искать их потом по всему Казахстану.
Нурлан МАХАМБЕТОВ: – Лицо области в ужасном состоянии
– С дорогами большая проблема, – высказывался депутат маслихата Махамбетов. – Нам не хватает денег. 70% отчислений уходит в областной бюджет. А в городе живет 70% населения области. Город – это лицо нашей области, и это лицо в ужасном состоянии.
По словам Бисембина, на ТОО «Мега Рууд» – оно ремонтировало пр. Санкибая – и ТОО «Прогресс Констрашн» – оно ремонтировало ул. Маметовой – подали в суд.
– Кузбаев сказал, что они экономят. Но дороги должны соответствовать стандартам. Поэтому надо разработать план развития дорог в Актобе до 2030 года и рекомендовать не применять стандарты с низким качеством, – заключил Кудеев.
К проблеме дорог решили вернуться через 15 дней. 19 апреля в облмаслихате заслушают акима города Испанова.
Комментарии 10