Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

6020 просмотров

Чиновников решили оградить от настойчивых "рекомендателей"

Минюст предлагает законодательно разрешить лобби только в парламенте. Вице-министр юстиции Дулат Куставлетов объясняет это тем, что в Казахстане отсутствует практика правового регулирования лоббистской деятельности.

Минюст предлагает законодательно разрешить лобби только в парламенте. Вице-министр юстиции Дулат Куставлетов объясняет это тем, что в Казахстане отсутствует практика правового регулирования лоббистской деятельности.

Согласно преамбуле законопроекта "О лоббировании" под лоббизмом понимается взаимодействие граждан и негосударственных юридических лиц через лоббистов с парламентом, направленное на оказание содействия в реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства посредством законного влияния на инициирование, обсуждение и принятие либо непринятие законов.

Поставить лоббистскую деятельность на законные рельсы в Казахстане пытаются вот уже более 10 лет.

Впервые законопроект "О лоббировании законодательных актов" был инициирован в 1999 году. Согласно тому проекту лоббистская деятельность могла быть осуществлена как в парламенте, так и в правительстве. "В новом проекте закона субъектами лоббистской деятельности являются негосударственные объединения юридических лиц. Они будут формировать в парламенте рабочие группы с правом предоставлять рекомендации и предложения рекомендательного характера", - пояснил "&" председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Рахмет Мукашев.

Подобный закон должен стать одним из элементов выстраивания взаимоотношений общества и определенных кругов бизнес-сообщества с парламентом, сказал "&" председатель партии "Ак жол" Алихан Байменов. По его словам, казахстанский законодательный орган не отличается прозрачностью. В качестве примера он приводит тот факт, что заинтересованные стороны не участвуют в обсуждении законодательных актов. "Почему такое судьбоносное для нашего народа решение, как создание Таможенного союза и вступление в него Казахстана, было одобрено депутатами без всякого обсуждения? Ведь, по сути, это вопросы делегирования части национального суверенитета наднациональному органу", - задается вопросом политик. Лоббисты в Казахстане есть, считает собеседник, просто действуют они скрыто, а работают в стенах как правительства, так и парламента, и иногда это лобби сильнее общественного. "В этом я убедился в 2007 году в ходе обсуждения Трудового кодекса, когда некоторые сенаторы в открытую и без должной аргументации поддерживали интересы крупных работодателей", - вспоминает г-н Байменов.

Согласно последнему обзору законотворческой деятельности парламента за период с 1 сентября по 15 ноября 2009 года в мажилис поступило 45 законопроектов, инициированных правительством. Кроме того, в законодательном портфеле находится 51 законопроект, оставшийся в нижней палате с предыдущей сессии. Из них 43 инициированы правительством и 8 - депутатами.

Чтобы закон заработал, необходима прозрачность финансовых потоков, а также всеобщее декларирование доходов, пояснил г-н Байменов. "Всеобщее декларирование обсуждается с 2007 года. Сейчас, согласно официальным данным, введение этого правила отложено до 2013 года. Правительство не хочет делать шагов в направлении прозрачности деятельности как госорганов, так и взаимоотношений с обществом", - добавил собеседник.
То, что правительство является главным инициатором законопроектов в стране, нормально, считает г-н Байменов, но оно должно действовать согласно своему плану развития.

"Наше правительство этому критерию не отвечает. Возьмем, к примеру, закон о СМИ, в котором прописано регулирование блогов и других личных интернет-страниц. Упоминал ли об этом в своем плане премьер-министр? А ведь именно правительство его инициировало, а "Нур Отан" поддержал", - напомнил политик. Большой минус казахстанской системы он видит в том, что численность экспертно-аналитического штата в парламенте и правительстве несопоставима. Отсюда, по его мнению, и мизерное количество инициированных депутатами законов. "Нужно повысить генерируемость законов со стороны законотворческой власти и способствовать прозрачности принятия законов", - подвел итог г-н Байменов.

news.nur.kz

 

Автор — katya

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.