Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

10842 просмотра

ВИЧ всё чаще обнаруживают у благополучных актюбинцев

В нашей области 334 ВИЧ-инфицированных. Если раньше опасной инфекцией заражались наркоманы, то теперь вполне благополучные люди. Причина – случайные половые связи. Почему за распространение инфекции не наказывают, хотя статья такая есть? Как живут люди с ВИЧ и как их лечат, если лекарства от болезни нет?

На фото: Актобе. СПИД-центр. Волонтер Аня Путенцова приходит сюда 2 раза в неделю, получает шприцы. В местах, где собираются наркоманы, она их обменивает на использованные. Объясняет молодым людям, что надо сдавать кровь, рассказывает, что через общий шприц легко заразиться ВИЧ. Правда, за последние годы более 80% инфицированных – люди образованные, с работой, не употребляющие наркотики.|| Фото автора

В нашей области 334 ВИЧ-инфицированных. Если раньше опасной инфекцией заражались наркоманы, то теперь вполне благополучные люди. Причина – случайные половые связи. Почему за распространение инфекции не наказывают, хотя статья такая есть? Как живут люди с ВИЧ и как их лечат, если лекарства от болезни нет?

Быть мамой не запретишь

Впервые ВИЧ в Актобе выявили в 1989 году. Носителем вируса оказалась 2-летняя девочка, проходившая лечение в российской больнице. Она попала в одну клинику с ребенком из Элисты, где незадолго до этого произошло массовое заражение детей ВИЧ. Страшная инфекция распространилась чуть ли не по всему Союзу.

– В Актобе в СЭС пришла телеграмма. Нас просили проверить ребенка, который был в одной больнице с ребенком из Элисты. Его заразила мама. Что у нее ВИЧ, она не знала. Муж – моряк дальнего плавания, заразился за границей. Женщина через грудное молоко заразила ребенка, в больнице ВИЧ распространился дальше. Одноразовых инструментов тогда не было, их плохо стерилизовали, – рассказывает Айбарша Туребаева, замглавврача СПИД-центра. – Ребенка проверили, результат оказался положительным. Сейчас Вике [имя изменено] 31. Она выучилась, занимается любимым делом, вышла замуж, а 2 года назад у нее родился здоровый сын. Каждый месяц Вика приходит в СПИД-центр, получает лекарства. Благодаря этому живет.

Вирус управляем

– Раньше ВИЧ-инфицированных не лечили. У них слабый иммунитет, и они могут подхватить любые болезни, от них их и лечили, – говорит Айбарша Туребаева. – С 2005 года появилось антиретровирусное лечение – инфицированным дают препараты против вирусов. От ВИЧ вакцины нет, но инфекцию можно подавлять.

Вика работала у нас волонтером. Рассказывала другим, какую пользу дает лечение. Не все соглашаются лечиться, отказываются по религиозным причинам. Говорят, это послано свыше, так и буду жить. У некоторых от препаратов рвота, непереносимость, иммунитет падает, приходится менять схему. Сейчас постоянно получают лечение 80% больных. 1 раз в 3 месяца им проверяют кровь, в зависимости от результатов подбирают схему. Пациент сам следит за динамикой. Раньше они должны были принимать лекарства 2 раза в сутки в одно и то же время, сейчас перешли на комбинированный препарат атрипл, его пить удобнее. На таких таблетках 42 человека. Если таблетки не пить, может развиться резистентность – привыкание. Лекарства мы даем с собой, лечение бесплатное, в год обходится государству в 2-5 тыс. долларов.

В Актобе с 1989 года умерло 87 человек с ВИЧ, в их числе иностранцы. Сейчас смертность снизилась, по рекомендации ВОЗ лечение назначают, как только выявили вирус. И с этим живут, рожают детей. Главное, зачать ребенка, когда в 1 миллилитре крови вирусов 50 и меньше. Поэтому надо обследоваться и консультироваться.

Связь случайная, болезнь опасная

Лекарства от ВИЧ еще не изобрели. Но для борьбы с болезнью, которая пожирает иммунную систему человека, во всем мире приняли программу 90-90-90. Это значит 90% ВИЧ-инфицированных должны знать свой статус, 90% из выявленных должны получать лечение и у 90% получающих лечение оно должно быть эффективным.

В нашей области на ВИЧ ежегодно обследуют 12% населения. Обязательно наркоманы, контактные, женщины, оказывающие секс-услуги, гомосексуалисты, люди, работающие с кровью, реципиенты и беременные.

Любой может провериться на ВИЧ сам, причем анонимно. Это делается в поликлинике. Но при анонимном обследовании на руки результаты не дадут, справка устная. Каждый месяц у нас выявляют 3-4 человека с ВИЧ. За прошлый год их было 37.

От кого заразились, люди обычно не говорят. Но наркоманов среди них единицы. ВИЧ все чаще находят у вполне благополучных людей. Образованных, работающих. Причина – случайная половая связь. С кем она была, зараженные обычно не говорят. Знавшего о своей болезни и заразившего другого может ждать суд. В законе предусмотрено уголовное наказание. Но быть потерпевшим, «светиться» в суде люди, похоже, не очень-то хотят. И вирус распространяют дальше.

Анна Каспирова,

замглавврача СПИД-центра:

« В 2017 году мы обследовали на ВИЧ 126 тысяч жителей, выявили 37 инфицированных, еще 5 иностранцев. Самой старшей 63 года. У женщины ВИЧ обнаружили при подготовке к операции. Заразилась она от супруга, он был наркопотребителем, к тому моменту умер.

В январе выявили 4 инфицированных. Все молодые мужчины, у всех половой путь заражения. 86% выявленных в 2017 году заразились половым путем, остальные – при употреблении наркотиков. Заражение в семье бывает крайне редко. Но даже у пары, где и мужчина, и женщина ВИЧ-инфицированные, могут родиться здоровые дети. В прошлом году у нас родили 6 женщин с ВИЧ, заражения детей не было. Среди них есть те, у кого ВИЧ выявили во время беременности. Некоторые родили уже 2-3 детей».

Аня Путенцова,

волонтер СПИД-центра:

« Я 8 лет кололась и знаю, где в Актобе собираются наркоманы, вхожа в их среду. Там раздаю презервативы, обмениваю шприцы. Убеждаю, чтобы люди проверялись на ВИЧ, сдавали кровь. Если у кого-то результат положительный, объясняю, где лечат, и что лекарства бесплатные. У меня были друзья с ВИЧ, сейчас только одна живая. Нет Яны из Хромтау, Валеры из 8 микрорайона… Умерли от туберкулеза, заболеваний сердца. Всем было 45-50 лет. Тогда лечения не было. Я сама начала колоться в 90-х. В 2007-м меня сняли с учета. Нашла в себе силы остановиться. Отец ветеран войны, ему 93 года, мама – торговый работник, порядочная семья, и я такая… Стыдно стало. Когда бросила, решила, что моя миссия – спасать других. ВИЧ-инфицированных надо вовремя выявлять, достучаться до них, все объяснить. Ведь до суицида доходит, когда они узнают, что у них ВИЧ. И такое было.

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.