• 16270 просмотров
Актюбинские ученые посчитали слово "бешбармак" унизительным
Ученые Актобе выступили против названия национального блюда "бешбармак". По их мнению, название блюда ошибочно и оно является оскорбительным для казахского народа.
Ученые Актобе выступили против названия национального блюда "бешбармак". По их мнению, название блюда ошибочно и оно является оскорбительным для казахского народа, сообщает BNews.kz.
Ученые Актобе выступают против того, чтобы национальное блюдо казахов называли «бешбармак». Слова «бес бармақ» в переводе значат «пять пальцев», объясняется тем, что его едят руками.
«Кому-то покажется забавным, а я считаю оскорбительным. Например, китайцы, японцы, а также некоторые народы Юго-Восточной Азии едят свои блюда палочками, но их блюда не называются же «две палочки».
К тому же любой тюркоязычный народ знает, что «бармақ» – это большой палец, на руке и на ноге. А другие пальцы руки называются «саусақ», а на ногах «башпай». То есть у нас на одной руке один «бармақ» и четыре «саусақ». Получается, мы мутанты, которые имеют по десять больших пальцев на одной руке?» - возмущается доктор философских наук Алтай Тайжанов.
«Все это связано, прежде всего, с европоцентризмом, - отмечает ученый. - Они считали другие народы некультурными и отсталыми. Но кушать мясо вилкой, ложкой и сервировочным ножиком с одной стороны неудобно, с другой, не тот вкус.
У казахов много национальных блюд таких, как «жаубүйрек», «қазанжаппай», «бұжы», «қазы», «бұқтырма» и т.д. Но основную еду казахов принято называть «ет», а не «бешбармак». Это блюдо неразрывно связано с кочевым образом жизни казахов».
«Сведущие в анатомической структуре животных люди знают, что тушу животного можно разделить на 12 частей. Каждая часть подчинена определенной кости, основе, которая называется «жілік». У казахов кости имеют неодинаковое значение.
Например, голова – главнее всего, затем идут жамбас (тазовая кость), жауырын (лопатка), затем другие кости, которые преподносятся аксакалам, гостям в возрасте, а особенно сватам (құдалар). Если дочка приехала погостить, кладут в блюдо крестцы (құйымшақ), зятю – грудинку (төс).
Хозяйка должна была следить за тем, какую кость в какое блюдо положить. Часто хозяин объясняет жене статус гостя, а она должна сама догадаться, какой жілік положить.
Если она перепутает кости, то это было непростительной ошибкой для хозяина и обидой, порою даже и оскорблением гостя. А если кочевник не имеет возможности резать скот, то он должен держать на запас именные кости от согыма.
Согым – это не только приготовление мяса на зиму, но и приготовление к приезду случайных гостей», - рассказывает Алтай Тайжанов.
-
-
-
-
-
-
ферзя
Еще в девяностые я читал очерк про бешбармак. Но там писал историк, что блюдо казахов именуемое Ет или по русски мясо по казахски, не следует называть бешбармак, так как его название придумал губернатор Орембургской губернии с издевкой. сравнивая наш народ с обезьянами, что не знают как пользоваться вилкой и ложкой.
-
ферзя
Я тоже вчера высказывал что газ опять подорожал. Прошлый раз он подорожал без причин и обоснований. Типа можно было дешевле но будем дороже чтоб соседям не достался. 80 вообще исчез почти. Как будто сельчане перешли на европейское авто. Цена на солярку поднялась прям в начале уборочной. Лично для меня это выглядело как экономическая диверсия. При прежних зарплатах все поползло вверх существенно. Но это всех особо не колышет. Возмущает граждан вопросы регистрации. Вот где основная наша проблема Мы не сможем свободно путешествовать и засиживаться месяцами в гостях.
-
-
taxsist2
мои старики улыбнуло)) у меня в поселке наоборот все называют именно Ет, етке шакыру, еттен алдыру, ет етке сорпа бетке деген сияқты)) в городе только вот начал говорить Беш, бешмармачить(прав Мархабат ағай, прочитав его статью, стыдно стало) во многих ресторанах не означает, что не ошибаются
-
taxsist2
sh_volodya не только, многие понимают, что не совсем правильное мягко говоря название национального блюда))) просто ранее не заостряли на этом, но сейчас любой спор насчет приведения к историческому, родному переименованию приводит к спору. Причем заметил спорят те кто мало обладает знаниями.
-
-
taxsist2
Красава любители перименовывать))) если брать и без эмоций по факту много основнопологающих наименований, имен, обращений и т.д по были "заменены" в результате нахождения в составе СССР, многие дома обращаются к родителям мамка, мама, батя, тоже по сути приобретенное.. анашым-аке мало кто так обращается... в основном в поселках. Удивляет, что сейчас решили об этом, может правильно для отвлечения от более глобальных моментов, таких,как подорожание, ажиотажом и петициаями по временной прописке, хищениями в ЕНПФ и т.д
-
-
-
-
-
-
pcproman
Конечно каждому своё, но я беш руками не ем. Согласитесь, это уже нельзя назвать традицией (ковыряться руками в чашке, хрен знает у кого что под ногтями, я в этом плане брезгливый). Предки ели так, это понятно, но сейчас есть столовые приборы и не кочуем мы. В общем, если жрешь руками - бешбармак, а если столовыми приборами - ет. И волки сыты и овцы целы.)))
-
Mariam86
Это уже наш международный бренд стал, все знают и любят наш бешбармак. Если будет новое наззвание нужно раскручивать новый бренд. Мясо по-казахски неинтересно звучит, есть мясо по французски еще какая то чепуха ,а беш - главное блюдо. Руками очень многие едят в Азии,в индии например, да и американцы свои бургеры вилкой с ножом не едят
-
-
-
ферзя
БОльной по казахским обычаям за стол не сядет Это с покон веков Но если эти традиции не соблюдать. то какая разница ложками вы едите или вилками. Бацилы с дыхания смертельный и тяжелее грязи под ногтями и если вы берете хлеб из общей хлебницы, не мытые руки не менее неприятны а ту захочешь не забудешь. Как я говорил в этом блюде важно соблюсти не только рецепты приготовления но и ритуалы с традициями. Иначе противно до невозможности если даже если все вкусно. Употребление ет это и философия признак доверия и уважения, это ответсвенность символ единения. А по другому мне удовольствия не приносит. Круглый табак - круглый стол. все кроме старших равны и смотрят друг другу в глаза
-
-
ферзя
Кинуть на стол порции мяса по казахски без его традиции почти не чего. Тут Важно не слияние рук а слияние душ Это целый ретуал Не знаю когда во франции появились преферансы казахские девушки проводили это с покон веков когда получали с рук старейшин за столом опустошенные табаки. Само разделывание приготовленного мяса и раздача костей или части головы это ритуал Перед употреблением и после обязательно читается намаз и после благодаря Всевышнего за это блюдо даются там и напутствия и пожелания. Вообще как кушать Ет это целая философия. Кушать это вилками в кафе. лично мне удовольствия не приносило.
-
-
ферзя
Всякий ест как ему удобно. Но я лично предпочитаю есть мясо по казахски именно руками Вилка и ложка и все другие приборы таких удобств не создают - взять пригоршней жайму. мясо. казы картошку, лук Вкус особенно приятен когда все это укладывается в пригоршню обмоклое соком блюда . Что касается гигиены, то у каждого свой отсек И если кому то приспичило то особенно лакомые кусочки тебе руками не накладывают а лишь подталкивают. В любом случае есть Ет грязными руками с ногтями грязными- есть не уважение к традиции. Перед самым застольем и после него, гостей приглашают умыть руки подходя с кувшином горячей воды к каждому. Это очень красивые традиции с любезными поклонами и учтивостью.
-
-
-
ферзя
Статья сама от человека который все знает смутно или не правильно его поняли. Создается впечатление что вообще не о нашем блюде пишут. Мои соотечественники меня наверно поправят По обычаям хозяйка не разделяет кости. Это делают старейшины за столом. Поэтому ей не зачем угадывать кому и чем угодить раскладывая желик А в условиях нынешнего светского общества возможно нужно и так Я бы посоветовал либо журналистам быть внимательней к деталям либо Алтаю Тайжанову изучить то о чем заявляет как ученный
-
ферзя
Ну вы уж называйте как хочется Я лично на то не обижусь А Ет как называл так и буду называть. И голубцы для меня всего лишь голубцы. Я его не ассоциирую с догадками почему Хотя мой друг их не любит и почему то и называет хер в капусте и шутя говорит что названы в честь голубых. Может через много лет его неуважение станет привычным и мы будем их так называть. Ведь нет разницы как правильно, главнее как хочется.
-
-
-
-
ферзя
Странно а я все еще встречаю И мне нравится Правда в прошлом году оказался старейшим Не было аксакалов От стыда чуть под землю не провалился Видел знаю теорию но растерялся Пришлось слушать подсказки А всего лишь надо было покрошить мясо и разделать голову А голова это оказалось очень сложное дело в неумелых руках
-
-
Малинка
Я тоже не могу есть вилкой,то есть вернее могу.Но нет удовольствия. И сколько знаю,никто ни от кого не заразился.Наооборот брезгливые люди считают себя чистоплотными и они как раз таки с кожвенов и не вылазят и покрытые всякими болячками ходят. Это культура питания казахов.Осуждать или не осуждать это уже другое дело.И когда за столом в гостях русские всегда отдельно в тарелочку накладывают. А так конечно,у нас разная культура питания и мы разные.Что то не нравиться одним,что то не принимают другие.Но я не видела никогда чтобы заставляли есть насильно.
-
Малинка
Я спокойно за наших ученых.Есть чем заняться,например бешбармаком. Остальные открытия все сделаны и сделано все для развития государства. Когда заняться нечем,будем этими "проблемами"заниматься. Где открытия? Бешпармаку от этого ни тепло не жарко,как был так и будет. В простонародии называют так,а так конечно все знают что это блюдо называется ет.
-
taxsist2
Красава проанализировав эту статью понял, что стал употреблять слово беш и как-то незаметно прилипло и даже не казалось противоречивым, прочитав доводы в статье и проаналировав тоже понял,что не правильно по сути называю, вещи надо называть своими именами, нравится кому-то или нет. А так кто дома или среди своих называет это его право, никому не запретить, человек может ходить и улыбаться,а дома все,что угодно говорить или среди своих. исторически блюдо называли Ет, там даже вначале теста не было в свое время только бульон с мясом... кстати в Астане был в гостях там дают отдельно уважаемым гостям мясо и сорпу только в астау, большими кусками и сами разделывают.
-
taxsist2
ферзя шутишь)) я своих дочек даже учу кому что и как подается, когда руки поливаешь старшим кому сперва подходить, когда бата дают как стоять и т.д бас ели разделывали и доверили значит Ваше время пришло, Вы теперь носитель традиций это почетная миссия передать дальше своим детям и внукам не растеряйте.
-
taxsist2
pcproman в наше время встретишь все что угодно))) один товарищ расказывал, что в гостях у своего друга по професии его товарищ гинеколога, он не может кушать Ет) у кого какие,как говорится фантазии, "девиация")) кому-то грязь под ногтями мерещится,а кому-то где где эти руки побывали до этого когда показывают бравых морских пехотинцев едящих заживо ящериц многие товарищи в моем окружении восхищались мол выжить любой ценой, на карантине когда воды не было и верблюжью колючку давали на речной воде многие блевали)) слабый желудок и нервы это..
-
taxsist2
как говорится в священной книге "благославенна еда к которой тянутся множество рук", во многих странах издревле семьи собирались в круг и ели из общей чашки, это особый момент. в культуре казахов она сохранилась, мы, общество зачастую выражая уважение и восхищение традициям и культуре окружающих нас и других народов почему ставим под сомнение свои традиции? если кто-то хочет есть один и втемноте(лагерная поговорка) то это его право, однако же..
-
taxsist2
pcproman не обязательно есть его руками имеете право, поднимать вопрос называть блюдо своим именем, а не тем которое унижительно назвали когда-то право тех же докторов наук, писателей и историков, я в этом с ними соглашусь. Хотя еще в начале 90-х был в гостях в Алмате у товарища и у него дома уже тогда к Ет подавали персональные тарелки, для меня выросшего в ауле было в диковинку))
-
-
-
taxsist2
ферзя менім енемде))) өзімнің анашымда мүшелеуді жіліктеуді жақсы біледі аулда өскесін, етті бөліп басынын бастап арнап тығып қояды әр тума туыстың сыбағасын, құдаларға салатын, ұлдарына-күйку балдырына деген сияқты. Біз малды сойп бөліп ас үйге жайып кертірі қоямыз содан анамыз өзі пакеттерге және жашігі бар сүрлеуге келістіріп жетістіріп қояды, бұл жерде ен маңызда мәселе Етті қорлап оны бес БАРМАҚ деп атауы дұрыс емес деген ойжы жетгісі келіп отыр бір отандасымыз
-
taxsist2
у меня учительница была Вероника Петровна, помню на поле выезжаем(сейчас это не принято) в школе собирать картошку, она берет всякие гели,шмели руки протирает,в перчатках, в маске(аллергией не страдала к слову), с зонтиком, ходит на цпочках, короче есть такая категория людей брезгливых в хлам)))
-
-
ферзя
Взаимно таксист Ауминь Но то что я говорит в пример В принципе из жизни но для смеха. Надо иногда людям показать глупость смешно. чтоб они поняли что это глупость. Их родное и близкое. зовите как положено а чужое как угодно и только им. жить надо не так как говорят, не так как хочется а так как нужноне уважая не поймешь уважения, не делая добра не поймешь добра уважая чужие имена не получишь клички. Надо просто научится, не вести себя как ребенок а называть все как не как кому то захотелось а как правильно.
-
ферзя
Видете ли ряд зарубежных стран как викинги мыли руки в одном сосуде всей толпой сморкаясь - чтоб экономить воду. В Ряде Африканских стран - блюдо надо поедать с листьев В ангилии в примеру до сих пор затыкают пробкой раковину умывальника где моют и зубы и рукии нос . тфу противно но это их право. А японское блюдо едим Я в ресторанах ложками иной раз брезгую есть и потому как и многие проираю салфеткой. О двух палочках японцев и китайцев и говорить не буду Но суши захочешь пробовать и ощутить гаму возьмешь все что положено. Так что есть надо как положено чтоб его понять. А если брезгуешь тебе дадут сурпу - но зачем тогда обижаться что брезгуют тобой.
-
-
taxsist2
Alik90 соглашусь с Вами никто не приводит обоснованные доводы,что профессор не прав, в основном переходы на личности типа езжай куда-то(зачем казаху ехать из своей страны?) или морда бешбармачная, попытка в вязать в дискуссию с националистическим оттенком. Суть, что слово Бешбармачить чуждое слово и внедрено в наш язык, понимают казахи, откуда пришло тоже понятно и естественна реакция на статью, а то, как подано и зачем вопрос другой.
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 51