Дочь замкнутая, ведёт себя, как серая мышь. Что делать?
Как поступить, если маленькая дочь не играет со сверстниками и ведёт себя иначе, чем они? На вопросы читателей «Д» о взаимоотношениях отцов и детей отвечает практикующий психолог и специалист по раннему развитию центра «Анима» Жайнагуль Консбаева.
На фото: Каждый ребенок индивидуален, со своим характером, темпераментом, особенностями общения с окружающими, в том числе и со сверстниками.
Как поступить, если маленькая дочь не играет со сверстниками и ведёт себя иначе, чем они? На вопросы читателей «Д» о взаимоотношениях отцов и детей отвечает практикующий психолог и специалист по раннему развитию центра «Анима» Жайнагуль Консбаева.
- Моей дочери 9 лет, она отличница, любит рисовать и читать детские книжки. Никогда не ругается, не дерется, на конфликты не идет. Находка, а не ребенок. Единственная проблема – это ее замкнутость. У нее совершенно нет друзей, она не играет в игрушки. Они просто лежат по коробкам, новые, приходят дети моих сестер и играют с ними. Жалко, уже куклы все переломали! А мой ребенок вообще их в руки не берет.
Я не знаю, почему так. Все дети выходят на улицу, чтобы побегать, поиграть, а моя сидит дома, как серая мышь. Хотя мы с ее отцом не такие уж и тихони. Любим ходить по гостям. И там все твердят, что надо ребенка показать врачу, а вдруг отклонения. Я в это не верю! Если были бы отклонения, она не училась бы так хорошо, не была прилежной ученицей.
А еще вызывает тревогу ее последняя выходка. Поехали в гости в Оренбург к бабушке, там дворик, смотрю, дети играют. А она ходит и разговаривает с деревьями! Представляете?! Успокаиваю себя, что это всего лишь ее воображение такое богатое, но там во дворе она стала рвать цветы, играть с ними, как играют девочки с куклами. В жизни такого ужаса еще не испытывала.
Пожалуйста, помогите мне. Сил нет, боюсь за дочь. Что с ней делать? Как можно заставить играть с другими детьми в нормальные игры? Если можно, оставьте анонимность, боюсь, муж узнает.
– Аноним
ОТВЕТ: – Для начала я бы предложила вам успокоиться и не искать отклонений в каждом поступке вашей дочери. Конечно, говорить о норме или отклонении от нормы без очной консультации сложно. Каждый ребенок индивидуален, со своим характером, типом темперамента, особенностями взаимодействия с окружающими, в том числе и со сверстниками. Но ответственность родителей заключается в том, чтобы видеть, слышать, слушать своих детей и если есть необходимость, обратиться к специалистам.
Ваш страх, что «муж узнает», может мешать вам. Возможно, будет лучше, если вы заручитесь его поддержкой и вместе постараетесь помочь дочери. Ответьте себе на следующие вопросы. Как ваша дочь развивалась до года ? Как она развивалась до 3 лет? Играла ли она со сверстниками? Посещала ли она дошкольное учреждение? Всегда ли она была замкнутой? Как она ведет себя в кругу самых близких людей? Как складываются ваши с ней взаимоотношения? Ответы на эти вопросы помогут взглянуть более объективно на ситуацию.
Конечно, у ребенка ее возраста ведущим видом деятельности является учеба, но и игры имеют место быть. Возможно, она слишком застенчива, и поэтому ей сложно вступать в контакт с другими детьми. Еще одной из причин подобного поведения могут быть проблемы с самооценкой. Ей могут помочь коррекционные занятия с психологом и социально-психологические тренинги. Я думаю, что «заставить играть ее с другими детьми в нормальные игры» не совсем правильная формулировка, нужно постараться помочь ей преодолеть трудности. И самые близкие люди – это мама и папа, благодаря которым у каждого из нас с самого рождения формируется базовое доверие к миру.
Страницу подготовила Адина ЖАСАГАНБЕРГЕНОВА. Свои вопросы присылайте по адресу: 030000, Актобе, ул. Есет батыра, 99, газета «Диапазон». E-mail: gazeta@rifma.kz, shine05@bk.ru
Комментарии 1