• 12808 просмотров
Посёлок Есет батыра. Легенды старой ветряной мельницы
Посёлок Павловка основали первые поселенцы из Украины. Ветряная мельница появилась тут в 1909 году. Жернова для неё везли на волах больше года. Мельница работала до середины 50-х и многое повидала на своём веку.
На фото: Место, где был найден клад. Сокровища лежали неглубоко, и талые воды размыли схрон. Первыми на старинные колечки наткнулись пастухи. Раскоп быстро стал местной достопримечательностью. || Фото автора
На фото: Ветряная мельница исправно работала полвека. В поселке еще была водяная мельница, но она не сохранилась. Сейчас о ней помнят только старожилы. Зерно привозили сюда из окрестных сел. || Фото автора
Посёлок Павловка основали первые поселенцы из Украины. Ветряная мельница появилась тут в 1909 году. Жернова для неё везли на волах больше года. Мельница работала до середины 50-х и многое повидала на своём веку.
Любой житель поселка Есет батыра (бывшая Павловка) знает, как все начиналось. Первыми в эти края во время Столыпинской реформы пришли три брата: Павел, Семен и Богдан. Так появились три поселка Павловка, Семеновка и Богдановка. Почему-то именно Павловка продержалась дольше всего. Семеновка и Богдановка сейчас почти заброшены.
Главная достопримечательность поселка – 100-летняя ветряная мельница – уцелела только чудом. В 90-е местные жители ломали ее на дрова. Топить в Павловке было нечем.
Все важные для мельницы детали везли из Украины. Тут не было ни такого прочного дерева, ни камней, необходимых для жерновов. Владельцами мельницы были братья Николай и Канистрат. Во времена коллективизации власти забрали мельницу, а потом ее вернули наследникам.
Сооружение стоит на каменном основании. Это сделано для того, чтобы была возможность поворачивать устройство по ветру. На крыше до сих пор сохранился флюгер с цифрами 1909 – это год основания. Крылья мельницы сейчас жестко зафиксированы, а когда-то они были для детей своеобразным аттракционом. Катание на такой карусели нередко заканчивалось травмами и переломами. Чтобы отвадить детей от опасного развлечения, старики рассказывали о духе мельника, который по ночам приходит с кладбища и охраняет свое владение. Будто бы тут он зарыл клад и теперь отгоняет от него непрошенных гостей. Долго эта история считалась детской страшилкой, но, оказалось, для ее возникновения были серьезные основания.
До 30-х годов рядом с мельницей стояла каменная церковь. Ее до кирпичика разрушили комсомольцы. Люди приезжали сюда из ближайших сел, падали на колени, умоляли не ломать храм или хотя бы позволить вынести образа. Но святыни вырывали из рук прихожан. Комсомольцы на глазах верующих топтали иконы, сжигали их. Одна очень набожная женщина от вида этого богохульства даже сошла с ума. Весь остаток жизни она ходила с распущенными, как у ведьмы, волосами, что-то бормоча. Священника комсомольцы выселили из дома. Дом этот цел до сих пор. Одно время там была сельская школа, а теперь в нем поселились люди.
– Рядом с тем местом, где была церковь, жили три очень набожные старушки, – вспоминает жительница поселка Наталья Петраковская. – Им не нравилось, что дети играют там, где произошло столько страшных событий. Иногда они просто прогоняли ребят, а иногда и запугивали. Многие до сих пор это помнят. Вот на нашем кладбище между старыми и новыми могилами целая полоска земли. Почему-то мы не только хоронить, но и заходить сюда лишний раз не любим.
Старый участок кладбища действительно отличается. Кресты на нем покрыты своеобразным домиком по традиции староверов. Не пустыми оказались и разговоры о кладе. Сокровища действительно отыскались в нескольких километрах от поселка. Пару лет назад талые воды размыли холмик в роще, и в поле стали попадаться старинные монетки, колечки и прочие украшения. На них то и дело натыкались пастухи и местные жители. Эта новость дошла до археологов, и те обнаружили тот самый клад. Место раскопа можно увидеть до сих пор.
-
-
Panzer
Влад, это я правда не знаю, государство должно думать о своем культурном наследии. а если надо то и охрану поставить и забором обнести. но думаю ломают, воруют от бескультурья и от неуважения к своим собственным потомкам. А если и государству на наследие все равно (пример Вечного Огня) то может найдутся кто востановит и зделает привлеканием туристов. Была идея об о дном из мест Актюбинска. Но Друг отговорил сказал что все равно не дадут ни чего сделать, пивнушка выгодней.
-
Panzer
С точки зрения погоды – здесь такие условия, которые стали бы экстремальными даже для самых отчаянных ведьм. На Броккене туман «присутствует» 306 дней в году. Из 365 дней годового цикла – 100 дней вершины покрыты снегом. Целых 85 дней царят температуры ниже нуля, причем зимой температура может понижаться до минус 28 градусов по Цельсию. А максимальная скорость ветра при этом иногда составляет 263 км/ч! Вершина Броккена находится выше границы роста деревьев, и чем выше, тем более чахлой становится растительность.
-
-
Panzer
Немалую роль в росте популярности Броккена сыграло знаменитое произведение Гете «Фауст», где весьма ярко описывались все «прелести» подобного шабаша на этой «нечистой» горе. Официальная наука утверждает, что в наши дни все тайны горы Броккен уже раскрыты и не имеют никакого отношения к нечистой силе. Что касается нечистой силы – то вполне возможно и не имеют, но что касается некой особой силы горы вообще – вопрос остается открытым. На Броккене или в Броккене что-то есть. Но что?
-
-
-
-
-
-
Panzer
а насчет этого места тоже есть идея но... кто ее осуществит. 15км от Алги это не далеко. собрать все легенды тоже нетрудно. востановить мельницу, поставить небольшие плакаты(пластик с легендами) . и концовка сказочный парк вокруг. yзнат конечно перед этм есть ли вода рядом ,а уж там мудрый сделает. но это так идея.
-
-
Panzer
Все просто? Только с точки зрения материалистической науки! Известен факт, что первая волна суеверий вокруг Броккенского фантома началась в VIII веке. А первое восхождение на Броккен состоялось аж... в 1575 году! И если Броккенский фантом, как утверждается, можно увидеть лишь с пика горы, то откуда возникли самые ранние суеверия? До наших дней дошла легенда о призраке короля Броккена – владыке тех мест. Побежденный новым христианским богом, он отныне вечно скитается по горам и заманивает неосторожных путников в ловушки.
-
Panzer
Согласно научным данным, Броккенский фантом – оптическая иллюзия, которая возникает, когда солнце светит из-за человека, смотрящего вниз с вершины горы в туман. Свет проецирует человеческую тень вперед сквозь туман. Увеличение размеров тени объясняется тем, что человек соизмеряет свою тень, лежащую на относительно близлежащих облаках, с далекими объектами поверхности, видимой сквозь просветы облаков. Светящееся гало вокруг фантома появляется из-за дифракции видимого света.
-
Panzer
Впервые Броккенского фантома описал Иоганн Зильбершлаг в 1780 году. Официальная наука категорически заявляет, что ничего сверхъестественного в этом явлении нет и что так называемые Броккенские фантомы можно увидеть и на вершинах других гор: на Эльбрусе, например, или на сопках Камчатки, или на Монблане...
-
Panzer
АЙНА ПРИЗРАКА Но если тайные языческие праздники еще могут объяснить славу Броккена с точки зрения места для шабашей, то другие явления столь однозначно объяснить сложно. Речь идет о знаменитом Броккенском призраке. Точнее, призраках. Дело в том, что на Броккене можно иногда увидеть огромные прозрачные фигуры, окруженные светящимся гало (или глорией – кольцами разного света). Иногда эти фигуры похожи на великанов, иногда – на ангелов.
-
Panzer
Да и сам День святой Вальпургии – 1 мая – в языческих ритуалах являлся Майским кануном, ознаменованием наступающей весны. Скорее всего, случилось то, что происходило повсеместно, – давний языческий праздник, вероятно, посвященный одному из реликтовых божеств природы, был аккуратно «подменен» праздником во имя христианской праведницы, а языческие обряды объявлены бесовскими. Обряды эти не прекратились с приходом и утверждением язычества, а приняли тайную форму. В результате участников тех тайных ритуалов перевели в «разряд» ведьм. А разве могло быть иначе в суровое средневековье?
-
Panzer
Рядом со святой нередко имеется изображение собаки. Хотя в жизнеописаниях святой ни о каких собаках упоминаний нет. У немецких и скандинавских языческих божеств собаки довольно часто выступают в качестве «сотоварищей» и помощников. У той же Фригг были собаки. Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. А чтобы урожай был хорошим, германцы «угощали» так называемую ветряную собаку, «виндхаунда». У кельтов собаки были спутниками богини лошадей и охоты Эпоны. А черные собаки вообще считались демоническими спутниками ведьм, магов и чернокнижников! Да еще треугольное зеркало в руках у Вальпургии... Зачем святой зеркало – атрибут одного из семи смертных грехов – тщеславия? А вот языческим богиням зеркала были необходимы – они предсказывали по ним будущее...
-
Panzer
КТО СТОИТ ЗА ВАЛЬПУРГИЕЙ? Возможно, святая Вальпургия – это фигура, заслонившая кого-то другого. Но кого же? Исследователи давно обратили внимание на некоторые странности или, точнее, детали, которые обычно сопровождали святую на ее изображениях. Так, очень часто Вальпургия изображается на фоне деревьев (а именно – лип) и холмов. В языческих верованиях липа – священное дерево скандинавской богини Фригг, а горы и холмы, особенно одинокие – обиталища Хольды, старухи-ведьмы (!), проносящейся в новогодние ночи по небу во главе дикой охоты, и даже – форпосты мира мертвых.
-
Panzer
Видимо, явление призрака разгневанной аббатисы произвело на епископа сильное впечатление, поскольку практически сразу (а именно 1 мая) останки Вальпургии перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы тотчас стало вытекать целебное масло. Вальпургию, естественно, канонизировали, причислив к лику святых. Но какое отношение эта святая может иметь к шабашам ведьм? Или наоборот, какое отношение нечисть и ведьмы имеют к святой Вальпургии?
-
Panzer
Однако после смерти в 777 году ореол добродетельной аббатисы потускнел и почти канул в небытие, а монастырь пришел в упадок. С этим почившая монахиня, возможно, и смирилась бы, но с тем, что оскверняют ее могилу, мириться не стала. И грозный призрак Вальпургии явился епископу, который вознамерился спустя сто лет после смерти аббатисы восстановить монастырь. Во время работ рабочие и потревожили прах благочестивой монахини.
-
Panzer
Вальпургия (она же Вальтпурде, Вальбурга, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) является реальным историческим лицом. Родилась она в Британии примерно в 710 году, в Девоншире. Жизненные пути привели ее, уимбурнскую монахиню, в Германию, где она становится аббатисой монастыря в одном из городов Баварии. Ее добродетели и многочисленные чудеса снискали ей земную славу.
-
Panzer
ШАБАШИ ВО ИМЯ СВЯТОЙ? Неблагозвучное для русского слуха женское имя Вальпургия, кажется, вполне соответствует для названия праздника ведьм. В нем так и слышится нечто стихийное – пурга, вакханалия... Но на самом деле Вальпургия была святой. Отцом ее считается Ричард, один из королей западной Саксонии, а матерью – Винна, сестра святого Бонифация, апостола Германии. Одновременно Вальпургия приходилась сестрой Виллибальда и Винибальда, также канонизированных католической церковью.
-
Panzer
Или же он может быть священным валуном, но гораздо более старшего возраста, чем ведьминские шабаши, и имеющим отношение к какому-нибудьязыческому божеству и культу. Без всякого сомнения, живописный, высоченный, весь пронизанный мистицизмом Броккен не мог быть не замечен языческим населением древней Германии.
-
Panzer
Но действительно ли собирались на Броккене ведьмы? Реальных археологических доказательств в этом месте не найдено. Ничего того, что бы указывало на многочисленные шабаши, правды о вампирах и разгул дьявольских страстей. За исключением огромного «подозрительного» камня, якобы «стола» сатаны, за которым ведьмы пировали и приносили жертвы дьяволу. Однако камень этот тоже может и не иметь никакого отношения к ведьминским шабашам, так как на вершине Броккена разбросано много обломков некогда обвалившейся более высокой пирамидальной оконечности горы.
-
Panzer
«ЛЫСЫЕ» ДОКАЗАТЕЛЬСТВА От прежних шабашей ныне осталась лишь лысая макушка на вершине (Лысая гора). Считается, что это ведьмы и прочая нечистая сила вытравили всю растительность (раз деревья на такой высоте не растут, то нечисть складывала свои костры из «горючей» травы) во время своих адских праздников, а потому сейчас «нечистое» место представляет собой голые камни, припорошенные песком и грубым щебнем.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 35