Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

16510 просмотров

25 наркоманов в Актобе получают бесплатные дозы

Им раздают метадон. Каждый день наркобольные получают свою дозу сиропа и идут работать. Среди них есть женщины и даже семейная пара. Главный плюс метадона – пациенты не заражаются ВИЧ и не распространяют его.

На фото: 17 января. Актобе. Пункт раздачи метадона. Пациенты приходят сюда, расписываются в журнале и получают дозу. Во всех пунктах есть видеокамеры. Больные постоянно сдают анализы. Если выявляют употребление наркотиков, удаляют из проекта. || Фото автора

Им раздают метадон. Каждый день наркобольные получают свою дозу сиропа и идут работать. Среди них есть женщины и даже семейная пара. Главный плюс метадона – пациенты не заражаются ВИЧ и не распространяют его.

Суббота. 8:30. Центр адаптации для наркоманов в старой части города. К маленькому окошку в железной двери подходят молодые люди, расписываются, получают из рук медсестры стакан с метадоном, выпивают и уходят. Метадон – наркотик. Бесплатный, легальный и, как считают врачи, менее вредный, хотя бы потому, что принимают его перорально, не в виде инъекций, значит, без риска заражения ВИЧ и вирусным гепатитом.

Получив свою дозу, молодые люди расходятся по делам. Бесплатный наркотик в Актобе получают 25 человек. 17 из них работают. В основном грузчиками и строителями. Там, где не требуют справок из наркодиспансера. Эти 25 человек вошли в число пациентов, которых у нас начали лечить по-новому: раздавая метадон. Такое лечение сейчас применяют в США, Китае, Индии, Иране и других странах. Как уверяют наркологи, от метадона кайфа не бывает. Лекарство просто предупреждает ломку.

– В Казахстане опиоидная заместительная терапия применяется с 2008 года, первыми были Темиртау и Павлодар, сейчас в проекте 10 городов, в их числе и Актобе, – говорит главврач облнаркодиспансера Аккали Уразаев [на фото]. – Преимущества метадона: люди не совершают преступления, не ищут наркотики, не распространяют ВИЧ. Финансирует лечение глобальный фонд по борьбе со СПИД, туберкулезом и малярией. Больные раньше сидели на героине, ради дозы шли на все. В группу вошли те, кто был у нас на лечении неоднократно, те, кто употреблял наркотики инъекционно более 3 лет. Для лечения обязательно согласие пациентов, возраст от 18 лет и старше. Мы заключаем с ними договор. Пациенты обязуются посещать кабинет ежедневно, не грубить персоналу и больным, регулярно сдавать анализы. Их проверяют на употребление уличных наркотиков, при выявлении удаляют из программы. Если оказались под следствием – тоже, это нарушение договора.

– В Жамбылской области наркоманы сидят на марихуане, там Чуйская долина, у нас – на героине, – говорит Уразаев. – Если канал прикрыли, употребляют «крокодил». В кодеинсодержащие препараты добавляют бензин и колются. Сейчас стали делать инъекции с использованием пищевого мака, это поражает сосуды. Наркоманы не доживают и до 40 лет. Умирают из-за проблем с печенью, сердечно-сосудистой системой, почками, поджелудочной железой. Поэтому метадон неплохой выход. Тем, кто в пилотном проекте, не надо искать дозу. Сиропа им хватает на сутки.

– Каждый день с 8:30 до 10 часов люди приходят за дозой, она у каждого своя, – объясняет Жанаргуль Бирманова, завотделением наркодиспансера. – Из 25 пациентов, получающих метадон, 5 женщины, самой молодой 33 года, есть семейная пара.

Новый метод лечения за 2 года испытали 62 актюбинца. 37 из проекта ушли, причем 18 добровольно. Остальных исключили за употребление уличных наркотиков и совершение преступлений.

– Те, кто ушел добровольно, продолжают употреблять наркотики, через время приходят снова. Чтобы взяли их в проект, ждут, когда кто-то из него выйдет. В пилотном проекте только 25 человек. Вернувшихся сейчас шестеро. Большинство пациентов мало информированы о лечении метадоном, приходят неподготовленными, направляют их участковые наркологи, – говорит замглавврача наркодиспансера Есенаман Нысанов.

Фариду 46. Стаж наркомана 25 лет.

– Может, я и не подсел бы на наркотики, если б не окружение, – говорит он. – Еще в школе попробовал мак, потом ширево – делал уколы с маковым молочком, дальше – героин. Стоит он дорого, но когда кумаришь (начинается ломка), не смотришь. Выносил вещи из дома, воровал у чужих, лазил по квартирам. Женился, родились 2 детей, развелся. Попал за решетку. 2 года отсидел за употребление, у меня нашли опий. С января 2013 года на метадоне. Работаю охранником. Тяги уколоться нет. Прибавил в весе, стал спокойнее. Ухаживаю за престарелой матерью. Если б метадон начали применять раньше, мог бы вообще уйти, не употреблять наркотики, но сейчас не получается. Многие из тех, с кем начинал ширяться, давно умерли. От туберкулеза и передоза.

О метадоновой терапии споров много. Противники лечения считают, что наркоманов подсаживают на другой вид наркотиков и никакой пользы от этого нет.

– Метадон – заместительная терапия, она не вылечивает наркоманов, ее применяют по строгим показаниям тем, кто много лет сидит на героине, и другого выхода у них просто нет, – говорит Сагит Имангазинов, доктор меднаук, профессор из Павлодара, где такую терапию стали применять первыми. – Наркоманы перестают заражать болезнями других, не беспокоят семью, могут работать, а среди них есть если не госслужащие, то работники крупных компаний. Действия метадона хватает на 24-33 часа.

Метадон у нас не зарегистрирован. Его ввезли один раз для научных целей и пользуются. Регистрировать фирмы препарат не хотят. Это большие деньги, а проект могут закрыть.

ОДНА ЦИФРА

2156 наркоманов состоят на учете в наркодиспансере

Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.