Казахстанцы спорят, нужно ли праздновать Новый год
Казахстанцы не должны отмечать Новый год, так как для мусульман его приход связан с днем весеннего равноденствия, а 31 декабря от лукавого, утверждают некоторые пользователи Казнета.
В Казнете спорят о том, должны ли казахстанцы отмечать Новый год. Причем этому вопросу придается почти сакральное значение. Тех, кто готовится к праздничному застолью, обвиняют в греховности, и в том, что они предают ни много ни мало свою веру. Kursiv.kz обратился к экспертам.
Казахстанцы не должны отмечать Новый год, так как для мусульман его приход связан с днем весеннего равноденствия, а 31 декабря от лукавого, утверждают некоторые пользователи Казнета.
Facebook в последние дни оказался переполнен призывами не садиться 31 декабря за праздничный стол и не наряжать елок, а начать готовиться к «истинному приходу нового года» весной. Заклеймили международный праздник и в прессе, на одном из популярных казахстанских ресурсов рассказали, что в Саудовской Аравии Новый год официально запрещен. В Израиле тоже это рабочий день. В Иране начало нового года отмечается в первый день весны, по грегорианскому календарю он приходится на 22 марта.
“Интересно, что 17% казахстанцев не признают этот праздник, а более 70% не представляют этот день без деда Мороза и снегурочки. Что думают по этому поводу народы, с которыми у нас общая религия? К примеру, муфтият Таджикистана называет харамом (грех) отмечать это праздник. А в соседнем Узбекистане, с 2012 года деда мороза и снегурочку даже не показывают по телевизору. Народ призвали отмечать Наурыз как новый год, а с 2010 года вступил закон по этому поводу. Вот что делают наши соседи. Что скажут по этому поводу Духовное управление мусульман Казахстана?», - отмечено в публикации.
Действительно в последние годы и в Узбекистане, и в Таджикистане Новый год подвергся частичной обструкции. Более того, в Таджикистане споры вокруг праздника закончились трагедией. В январе 2012 года религиозные фанатики в Душанбе убили 22-летнего молодого человека, одетого в костюм деда Мороза, около 30 жителей таджикской столицы подстерегли его у подъезда дома. Вооруженные ножами они напали на него с криками "Ты неверный!".
Годом ранее 30 декабря 2011 года главный муфтий Таджикистана Сайидмукаррам Абдукодирзода призвал правоверных мусульман отказаться от празднования "христианского" Нового года. "Мусульмане должны придерживаться своих обычаев. Украшение новогодней елки, танцы, игры не являются частью нашей культуры. Празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков", – сказал он. Результат не заставил себя ждать уже год спустя.
Сегодня такая же тенденция наблюдается и в Казахстане, а сомнительные призывы набирают обороты.
Президент общественного фонда Liberty Галым Агелеуов заметил, что часть мусульманского общества Казахстана придерживается жёстких позиций по отношению ко всему иному: образу жизни, обрядам и традициям, мыслям. Для них главное - узнавание своего, что они приняли на веру, как своё устойчивое мировоззрение. Комплиментарный мир для них неприемлем.
«Не собираюсь давать таким мусульманам оценку. Это их право, но каждый из них должен знать и понимать, что в свободном современном обществе у каждого есть право на свои убеждения и никто не вправе навязывать другим свои представления. Есть ваш мир - живите в нём, но не ущемляйте других в праве жить, так как они сами считают нужным», - заметил г-н Агелеуов.
Общественный деятель, правозащитник Сергей Дуванов сказал Kursiv.kz, что озвучиваемое частью общества требование отказа от Нового года является проявлением радикализма. Это глубоко реакционные взгляды, которые, по сути являются провокационными, так как создают атмосферу неуверенности в завтрашнем дне у людей стоящих на позициях гражданского, а не этнического патриотизма.
«Лично для меня любой, кто пытается ограничить кого-то в моей стране в праве верить своему Богу, разговаривать на своем языке и праздновать свои праздники однозначно провокатор. Подобные действия, на мой взгляд, разжигают межнациональную и социальную рознь в обществе», - заметил г-н Дуванов.
Представитель научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев сказал, что является сторонником объективистcкого подхода и видит в обозначенной тенденции проявление как негативных, так и позитивных процессов в нашем обществе.
«Первое - «цивилизационный ожог», разочарование масс нерешением социальных проблем. Это наблюдается сейчас и в России, и в арабском мире, и в казахском обществе. Это отражается и на отношении к праздникам, и всему, что увеличивает дистанцию между людьми. Позитивные моменты. Растет значение наших традиционных праздников. Думаю, что каждый из них займет свое место. Новый год празднуется во всем мире, не только в христианском. И у каждой культуры есть свой новогодний праздник. Но это не отменяет глобального Нового года», - заметил г-н Ергалиев.
Блогер Бота Жуманова считает, что в реальности радикальные призывы к отказу от Нового года не имеют ничего общего с Исламом, просто некоторые группы и люди пытаются завернуть свои цели в исламскую оболочку. Это может находить отзыв у людей, которые слабо представляют себе ценности мусульманской религии.
«Слыша такие призывы, все больше понимаешь ценность культуры Казахстана. Мы празднуем Рождество, Новый год, Наурыз, и относиться к этому нужно также как к нашей многонациональной кухне. Мы можем, есть английский завтрак, борщ, лагман и все это в течение одного дня. Точно также в культурном аспекте. Чем больше мы вбираем в себя понимание различных культур, тем богаче становимся. Новый год - это призрак советского прошлого и до 80% нашего населения родились и жили при советском союзе. Бессмысленно это отвергать. А людям, у которых нет позитивных целей, всегда хочется найти "врага", против которого можно ополчиться. Это же легче, чем созидать и делать что-то хорошее, а "елка" то ничем ответить не может», - отметила она.
Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков заметил, что действительно во многих мусульманских странах, празднование Нового года даже преследуется законом. С точки зрения ислама празднование Нового года не является греховным деянием. По крайней мере, в Священном Коране об этом не упоминается, сказал он.
«Однако очень часто мы сталкиваемся с субъективной, тенденциозной трактовкой священного писания. В последнее время довольно часто можно слышать протесты отдельных мусульман против празднования Нового года, впрочем, как и многих других памятных дат. Особую ярость фанатиков вызывают Хэллоуин и день Святого Валентина. На мой взгляд, это является признаком нарастание ортодоксальных настроений среди верующих. В определённой степени вину можно возложить и на официальное духовенство, демонстрирующего неспособность дать идеологический отпор адептам экстремистского ислама», - сказал он.
Комментарии 46