• 12250 просмотров
Узники из книги, замурованной в стене
«Д» разыскал родных ещё четверых узников «Гросслазарета», чьи списки публиковались в газете. Генерал-майор Марат Марденов из Астаны рассказал «Д», как нашли эти списки и почему они «молчали» 70 лет.
«Д» разыскал родных ещё четверых узников «Гросслазарета», чьи списки публиковались в газете. Генерал-майор Марат Марденов из Астаны рассказал «Д», как нашли эти списки и почему они «молчали» 70 лет.
Они не предатели
77 участников войны из Актюбинской области, до сегодняшних дней считавшиеся пропавшими без вести, как выяснилось, погибли в лагере смерти в Каменец-Подольской области Украины. На территории Украины во время войны действовало более 180 лагерей для военнопленных. Их создавали для уничтожения людей. Самые жуткие условия были в лагерях «Дарницкий» и «Сырецкий» в Киеве, «Богунский» под Житомиром, «Цитадель» во Львове, «Уманская яма» в Черкасской области, «Хорольская яма» на Полтавщине и «Гросслазарет» близ Славуты.
«Гросслазарет» размещался в военном городке. В 90-х казармы решили снести. Тогда и обнаружили три толстых журнала с именами 19053 узников, замурованные в стене. В них была указана дата смерти заключенного, откуда он призывался, номер барака. Почти 5 тысяч человек из списка были уроженцами России. Еще 693 – Казахстана. Их имена стали известны благодаря заместителю председателя ОО «Союз инвалидов и ветеранов войны в Афганистане» генерал-майору Марату Марденову. Он привез списки из Украины и передал их в печать.
Родственники актюбинских узников, с которыми встречался корреспондент «Д», очень просили разыскать его и передать слова благодарности.
Вот что рассказал «Д» Марат Марденов:
– В Украине есть ребята, с которыми я воевал в Афганистане. Они работают с Национальным музеем Великой Отечественной войны в Киеве. Как и мы, ведут поисковую работу. В Украине погибло очень много казахстанцев. Под Харьковом полностью погибла 106-я кавалерийская дивизия, сформированная в Акмолинске. 170 тысяч казахов, имевших 4 класса образования и выше, еще до войны были призваны для освоения военной техники в Киевский особый военный округ и Западный Белорусский. Многие в первые годы войны попали в плен. В том числе в «Гросслазарет», что переводится как «большая больница». В лагерь попадали раненые, немцы проводили над ними эксперименты. Людей разрезали, клали во внутренности землю, через время чистили и наблюдали, как люди это переносят. Заключенные вели дневник. Чтобы родные знали об их судьбе, чтобы Родина не считала их предателями. Дневник раскопали в 90-х. Но казахские фамилии в нем были написаны арабской вязью, поэтому их не могли перевести. Были трудности с расшифровкой некоторых мест, откуда призывались солдаты. Поэтому дело с обнародованием списков затянулось. К сожалению, ни казахстанский МИД, ни посольство к этому интереса не проявили. Украинская сторона передала списки узников нам. Казахстан должен знать, что эти люди не изменники Родины. Под страхом смерти они оставили о себе данные. Оригиналы списков находятся у меня. Родственников узников сейчас находят по всей стране. Следующая задача – добраться до немецкого архива в Австрии. Если МИД сделает запрос, и подтвердится, что над узниками проводили медицинские эксперименты, родственники могут подать в суд, и немцы выплатят компенсацию. Таков международный закон. Поэтому сейчас надо обращаться к акимам областей, депутатам мажилиса, добиваться, чтобы МИД сделал запрос.
Родственникам узников можно организовать поездку в Славуту. Думаю, местные власти могут и должны им с этим помочь. Близ действовавшего лагеря похоронено 150 тысяч красноармейцев.
Украинцы очень гостеприимные и готовы принять родственников узников. Они очень гордятся казахстанцами, воевавшими в годы войны в Украине, имя нашего Талгата Бегельдинова у всех на устах. В музее в Киеве высечены имена 97 казахстанцев – Героев Советского Союза. 67 из них – участники форсирования Днепра и освобождения Украины. В Киеве есть мечеть, можно пригласить имама прочитать Коран, отвезти туда горсть родной земли. С поездкой особых проблем не должно быть, система безвизовая.
...Родственников узников находят по всей стране. Следующая задача – добраться до немецкого архива в Австрии. Если МИД сделает запрос, и подтвердится, что над узниками проводили медицинские эксперименты, родственники могут собраться, подать в суд, и немцы выплатят компенсацию. Таков международный закон.
Пропали без вести два брата
– Поляков Григорий Максимович из списка узников «Гросслазарета» – старший брат моего мужа, – рассказала Любовь Васильевна Полякова из Алги. – Их семья родом из Аккемира. В списке указано, что Григорий призывался оттуда. В их семье было 13 детей. Мой супруг Николай, сейчас его уже нет, был 1937 года рождения, самым младшим. На фронт в 41-м из семьи ушли трое – Григорий, 1922 года рождения, Илья, 1924 года рождения и сестра Мария, 1920 года рождения. С войны в 45-м вернулась только Мария. Илья и Григорий пропали без вести. Но по данным Книги Памяти, Илья погиб в 1942 в Орловской области, селе Радица. А на сайте www.obd-memorial.ru указано, что Илья Поляков умер от ран в Уфе. О Григории много лет мы ничего не знали. Он ушел на фронт совсем молодым, своей семьи у него не было. Из «Д» узнала, как погиб Григорий и где похоронен. Я, как купила газету, племяннице мужа позвонила, Светлане. Надо же, столько лет прошло… И родители ушли из жизни, ничего о сыне не узнав. Свекор наш во время войны работал конюхом. В 45-м вся семья из Аккемира переехала в Алгу. Мы с супругом всю жизнь проработали на химзаводе.
Нашла в списке брата мамы
Галина Шишова в списке узников «Гросслазарета» нашла брата мамы.
– Когда началась война, мне было 5 лет, но дядю я хорошо помню, – рассказывает Галина Анатольевна. – В списке узников он 30-й, Зимин Алексей. Он 1911 года рождения, моя мама Зимина Валентина Гавриловна 1913 года рождения. Отца их еще в 1912 году, при царе, переселили в Актюбинск. Семья мамы жила в начале в каменных домах возле вокзала, потом переехала на улицу Кооперативную, 24. Я там уже родилась. В списках узников рядом с фамилией дяди указана как раз эта улица. Семья дяди жила рядом. До войны Алексей вместе с отцом работал на железной дороге, был проводником на поезде Актюбинск–Москва. Помню, из поездок он привозил нам конфеты. Шутил: «Только тете Неле не говорите», это его жена.
Отца нашего на фронт забрали в 41-м, Алексея – в 42-м. Вскоре пришло извещение, что отец пропал без вести, в 43-м сообщили, что Алексей умер в лазарете. У него была дочь Вера, но в 18 лет она умерла. Тетя Неля после этого уехала к родным в Украину и нам не писала. В 75-м году я ходила в военкомат, брала справку о гибели дяди на фронте. Мне дали извещение, что Алексей Зимин умер в лазарете от ран. Я этот документ брала, чтобы бабушка могла получать пособие, но ей ничего не дали. Бабушка была второй женой дедушки. Наша родная бабушка умерла рано, со второй, которая нас всех и подняла, дедушка брак зарегистрировал, а усыновление детей, оказывается, не оформил. После того как наш отец пропал без вести, мы стали жить с бабушкой и дедушкой. В 43 года наша мама сильно заболела, дедушка очень расстроился, вскоре умер. Через 5 дней умерла мама. Мне тогда было 20 лет, остальные младше. Остались мы со второй женой дедушки.
Ага звали Газиз
Когда готовился номер, с нами связался Аталыков Тлектес из Шубаркудука. Сообщил, что в списке погибших военнопленных он нашел брата отца.
– В газете написано «Аталико Аз», год рождения – 1921, место призыва: Актюбинская область, ст. Кинжоли. Мы уверены, это брат отца Аталыков Газиз, – делился Тлектес агай. – Станция Кенжалы на границе с Байганинским районом есть и сейчас. Наш дед Аталык Байсакалов оттуда родом. У него было две жены и пятеро детей. Наш отец Зейнел был старшим. Его и дядю вместе призвали на фронт. Отец вернулся, а Газиз ага пропал без вести. Только недавно из «Д» мы узнали, что он погиб в «Гросслазарете». В райвоенкомате нам дали копию извещения от 23.05.1953 г. В нем управление по учету погибших и пропавших без вести рядового и сержантского состава №3/26963-53 сообщает: «Военнослужащий солдат Аталиков Газиз (Актюбинская область, Темирский район, ст. Кенжалы) 1921 года рождения, находясь на фронте, пропал без вести в мае 1942 года». Кроме этого, в военкомате дали справку, что по книге призыва Аталикова Газиза забрали на фронт 9 января 1942 года. А 25 декабря, получается, он погиб.
Отца нашего сейчас уже нет. Но живы мы – братья, сестры. Новость, что найдено место захоронения Газиза ага, обошла всех быстро. Многие из нашей большой семьи Аталыковых проработали на железной дороге. Мне сейчас 60. Как железнодорожник раньше вышел на пенсию. Братья, посоветовавшись, решили отправить в Славуту меня, чтобы я побывал на братской могиле, где лежит Газиз ага.
Ждала сына с фронта 30 лет
– В списке военнопленных, погибших в «Гросслазарете», есть Василий Стонников. Мне кажется, это брат моего отца, – говорит Татьяна Николаевна Бедакова. – Только фамилия у них была Сонников, без «т». Но записям много лет, поэтому такие ошибки вполне возможны. Брат отца, как и указано в списке, 1918 года рождения, призывался из Актюбинска, работал слесарем. У них вся семья в депо работала. Жили они по улице Красной.
У бабушки нашей было три сына: Григорий, Василий и Николай, мой отец. Всех призвали на фронт. Григорий вернулся с войны раненый, прожил совсем недолго. Отец дошел до Берлина. А Василий пропал без вести. Бабушка его до самой смерти ждала. Мы пытались делать запросы, но толком нам ничего не отвечали. Настойчиво обращаться боялись. Пропал без вести по тем временам было, как клеймо. Многие считали их предателями. Читаю, они такой ужас вынесли и остались в безвестности. Мне сейчас 60. Очень хочу побывать на братской могиле дяди, поехать в Славуту. Мой долг поклониться его памяти.
Из письма в «Д» заместителя генерального директора Национального музея Великой отечественной войны в Киеве Любови Легасовой:
«Рады, что наши совместные усилия дают положительные результаты. Списки заговорили. И мы теперь имеем возможность рассказать об этих людях. Мы обратимся к родным и близким, которых Вы нашли, продолжим работу. Что касается поездки. Сообщаем, что г. Славута Хмельницкой области Украины, где находился лагерь для советских военнопленных «Гросслазарет», расположен в 400 км от Киева. На месте, где хоронили узников, установлен знак в память о погибших, сохранились здания, где в послевоенное время находилась воинская часть. Есть исторический музей.
Пользуясь случаем, сердечно поздравляем Вас и всех казахских друзей с наступающим Днем Победы. Желаем доброго здоровья, благополучия, мира и всего самого лучшего».
Полный список актюбинских военнопленных, погибших в лагере «Гросслазарет», можно найти на сайте: www.diapazon.kz в №16 от 19.04.2012 г.
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 0