Журналистку судят за клевету
Корреспондента обвиняют в распространении ложных сведений об издевательствах над воспитанниками школы-интерната в Жайсане. Женщине грозит 3 года лишения свободы.
Корреспондента обвиняют в распространении ложных сведений об издевательствах над воспитанниками школы-интерната в Жайсане. Женщине грозит 3 года лишения свободы.
На собкора радио «Азаттык» и руководителя общественного объединения «Ару ана» Алиму Абдирову возбудили уголовное дело за клевету. Поводом послужило интервью журналистки в местных газетах об издевательствах над воспитанниками в школе-интернате в Жайсане. Журналистка рассказала, что детей заставляли там работать, жестоко наказывали за проступки, об изнасилованиях младших воспитанников старшими.
Заявитель экс-директор интерната Ирина Домбровская утверждает, что в интернате было все спокойно, а журналистка распространила ложные сведения, опорочив ее и воспитанников. Скандал вокруг Жайсанской школы-интерната тянется с прошлого года.
– Два года подряд несколько воспитанников интерната писали жалобы в «Ару ана» на то, что в стенах заведения над ними издеваются, насилуют и унижают, что имели место факты мужеложства, – рассказывает руководитель общественного объединения «Шанырак» Бактыгул Канатов. – Объединение обратилось с заявлениями в ДВД, прокуратуру, чтобы компетентные органы проверили обоснованность этих жалоб. Мартукский РОВД два раза выезжал туда с проверкой, проверяли интернат прокуратура, департамент по защите детства, управление образования. Жалобы не подтвердились. У нас есть письменные обращения воспитанников о беспорядках в интернате, их рассказы на видео и аудионосителях. Несмотря на наличие этих доказательств, самих потерпевших, госорганы нарушений не нашли. Это то же самое, что выписать безногому человеку справку о том, что он здоров.
– Есть сведения, что в интернате проживали здоровые дети, но программа обучения там коррекционная. Один мальчик сказал, что за время, проведенное там, «отупел». У этих детей нет будущего, а госорганы ничего не видят, – возмущается Алима Абдирова.
О ситуации в интернате общественное объединение «Ару ана» писало Назарбаеву, Медведеву, Меркель и Обаме. Создали штаб по защите воспитанников Жайсанской школы-интерната. Возглавляет его Алима Абдирова. В штаб вошли 13 НПО и одна партия.
Перед началом судебного разбирательства Абдирова подала ходатайство об отводе судьи Дуйсена и о том, чтобы ее права отстаивал общественный защитник. Оба ходатайства отклонили. Абдировой предоставили государственного адвоката. Судья не разрешил журналисту «Д» на процессе использовать диктофон, Ирина Домбровская была против.
– «Диапазон» писал обо мне в негативном свете, поэтому я против записи, – высказалась бывший директор интерната.
Судья предложил перенести процесс в зал, где установлена записывающая аппаратура. Правда, журналистам запись с видеокамер горсуда все равно не предоставляют.
Алима Абдирова утверждает, что писала заявления в правоохранительные органы о беспорядках в интернате от лица общественного объединения «Ару ана», то есть выполняла свои должностные обязанности. Это означает, что Домбровская должна была подавать жалобу на объединение, а не на саму журналистку.
В ходе судебных разбирательств адвокат Абдировой планирует допросить бывших воспитанников интерната, писавших жалобы в общественное объединение. Правда, журналистка опасается, что на них уже могли оказать давление, и те откажутся от своих первоначальных заявлений, а видеозапись рассказа подростков о насилии в интернате, которая есть у Абдировой, судья может не приобщить к делу.
Ирина Домбровская просит взыскать с Абдировой 5 миллионов тенге за перенесенные страдания от газетных публикаций. Журналистка не знает, где взять такие деньги. По статье, инкриминируемой ей, максимальное наказание до 3 лет лишения свободы. Алима Абдирова считает, что уголовное преследование, начатое в отношении ее, – политический заказ.
– Я думаю, что горсуд меня приговорит реально к 3 годам лишения свободы. Морально я давно к этому готова. В тюрьме, наверное, тоже много работы найдется, – говорит Алима Абдирова.
Кстати, в среду стало известно, что к резонансному делу подключилось международное бюро по правам человека, права Алимы Абдировой будет защищать адвокат, нанятый этой организацией. За развитием процесса будут следить правозащитники.
Юрий ГЕЙСТ
Комментарии 5