• 4185 просмотров
Made in Kazakhstan
Во время нынешнего кризиса многие европейские страны взяли за основу стимулирования собственной экономики политику «мягкого» протекционизма. Поддержка отечественных производителей на сегодняшний день является дальновидным решением в деле укрепления национального производства и благосостояния населения.Кризис внес свои коррективы в дальнейшее развитие отдельных сегментов экономики и нашей страны, обострил необходимость перейти от слов к делу в реализации мер по ее диверсификации. Формирование мощной машиностроительной индустрии избавило бы от многих проблем и явилось бы источником новых вливаний в экономику. Только повышение объемов отечественного производства избавит экономику нашей страны от преимущественно сырьевой зависимости.
Во время нынешнего кризиса многие европейские страны взяли за основу стимулирования собственной экономики политику «мягкого» протекционизма. Поддержка отечественных производителей на сегодняшний день является дальновидным решением в деле укрепления национального производства и благосостояния населения.Кризис внес свои коррективы в дальнейшее развитие отдельных сегментов экономики и нашей страны, обострил необходимость перейти от слов к делу в реализации мер по ее диверсификации. Формирование мощной машиностроительной индустрии избавило бы от многих проблем и явилось бы источником новых вливаний в экономику. Только повышение объемов отечественного производства избавит экономику нашей страны от преимущественно сырьевой зависимости. Для этого нужно, несомненно, приложить титанические усилия.Акционерное общество «Казтеміртранс», помимо предоставления в аренду грузовых вагонов, производит также ремонт и модернизацию подвижного состава. При этом во главу угла деятельности ставятся задачи по увеличению отечественной составляющей в производстве. Свое видение дальнейшего продвижения в заданном направлении нам представил президент АО «Казтеміртранс» Ерхат Искалиев.
– Ерхат Серикович, на ваш взгляд, какова основная причина невысокой доли продукции отечественных товаропроизводителей, закупаемой национальными компаниями и разного рода предприятиями?
– Существует несколько факторов, разъясняющих природу данной проблемы: в первую очередь это, конечно же, высокая цена реализации по сравнению с импортной, нехватка обученного персонала и необходимого технологического оборудования для освоения новых видов продукции. Парадокс заключается еще и в том, что производственная мощность отечественных заводов, в принципе, вполне могла бы удовлетворить потребителей внутри страны, просто сложная процедура закупа не способствовала инвестированию, теперь же, когда закон упрощен, у потребителей из-за кризиса нет средств.
Недостаток собственных средств для пополнения парка вагонов заставил и нас искать пути выхода из сложившейся ситуации. Мы, к примеру, в своей компании, для того чтобы восполнить пробел со средствами, впервые использовали инструмент лизингового финансирования для реализации программы по обновлению подвижного состава. Совместно с «БРК-Лизинг» был осуществлен проект по приобретению грузовых вагонов для нашей «дочки» АО «ЦТУ» в лизинг.
Также хочется отметить, что такие страны, как Россия и Украина, наладили производство вагонов так, что обеспечивают себя в достаточной мере подвижным составом, а также имеют приличные поступления в бюджет от его экспорта в другие страны СНГ. Несмотря на временный спад производства, эти страны не собираются приостанавливать вагоностроительную деятельность. Подобная перспектива могла бы сложиться и у нас. Однако же для нас трудности начинаются с отсутствия даже технической документации на производство запасных частей и сборку вагонов, у нас элементарно нет проектных институтов и конструкторских бюро.
– Сейчас, в период кризиса, возникла необходимость поддерживать отечественных производителей, чтобы кризис не смог фундаментально ослабить экономику. Что в данном направлении предпринимается в АО «Казтеміртранс»? Существуют ли конкретные результаты сотрудничества с отечественными товаропроизводителями?
– Мы регулярно проводим мониторинг потребности в запасных частях как наших вагоноремонтных предприятий, так и подразделений ТОО «Камкор». Общая мощность всех ремонтных предприятий составляет 52,6 тысячи вагона за год, из них 7,2 тысячи приходятся на наши ВРД. Фактически в год потребность АО «Ћазтеміртранс» в ремонте составляет порядка 20 000 вагонов, из них лишь 3–4 тысячи ремонтируются на собственных предприятиях.
В компании разработан план на 10 лет, с разбивкой по годам, о потребном количестве запасных частей для осуществления ремонта грузовых вагонов на филиалах АО «Ћазтеміртранс». Наша цель – обеспечить «локализацию» вагоносборочного и ремонтного процессов. Одним из важнейших шагов на этом пути является рождение новой вагоностроительной компании на казахстанской земле – «Казахстанской вагоностроительной компании».
Буквально недавно, в последних числах мая, мы заключили долгосрочный контракт с будущей «Казахстанской вагоностроительной компанией» на поставку 5000 вагонов отечественного производства в течение последующих трех лет, с 2010-го по 2012 год. Впервые в истории отечественного вагоностроения национальным оператором вагонов заключен долгосрочный контракт с отечественной компанией, которая будет осуществлять сборку вагонов на базе экибастузского вагоноремонтного депо ТОО «Таман», второго после АО «ЗИКСТО» предприятия в Казахстане, имеющего необходимые производственные мощности по изготовлению вагонов. Такое сотрудничество, безусловно, придаст импульс дальнейшему динамичному развитию железнодорожного машиностроения в Казахстане, а также поддержит деятельность отечественного предприятия на стадии его становления. Договором предусматривается изготовление для АО «Казтеміртранс» 500 единиц полувагонов в 2010 году, 2000 полувагонов – в 2011 году и 2500 полувагонов – в 2012 году. Причем качество выпускаемой продукции должно соответствовать самым высоким требованиям. Все закупаемые вагоны по техническим характеристикам должны будут соответствовать международным стандартам, а также требованиям Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров – собственности государств – участников
Содружества, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, подписанного правительствами государств – участников стран СНГ в марте 1993 года. Квалифицированный заказчик порождает качественного поставщика.
Конечно же, не все машиностроители сегодня могут и готовы выпускать запасные части для АО «Ћазтемiртранс», поскольку имеется ряд проблем, связанных с производственными, техническими возможностями этих предприятий, да и для любого большого дела нужно время. Поэтому мы в обязательном порядке посещаем эти предприятия и рассматриваем их потенциальные возможности.
Наши специалисты проводят большую работу по подготовке технической документации на производство запасных частей, оказывается консультационная помощь по поиску и подбору технической документации других заводов стран СНГ. Более того, мы разработали специальную «Дорожную карту» для машиностроителей по сертификации продукции.
Если говорить в целом, то те предприятия, с которыми мы наладили сотрудничество, полностью обеспечиваются методической помощью в ознакомлении с конструкторской документацией на изготовление запасных частей.
– Насколько я понимаю, картина с запасными частями вырисовывается достаточно ясно, а как же дела обстоят непосредственно с приобретением именно казахстанских вагонов?
– Буквально недавно наша компания подписала договор на изготовление казахстанских вагонов с АО «ЗИКСТО». Мы договорились о том, что уже в 2009 году АО «ЗИКСТО» поставит нам 167 полувагонов, отремонтирует 1000 колесных пар. На АО «ЗИКСТО» возложена миссия по изготовлению первых полувагонов модели 12-9796 «Made in Kazakhstan» для эксплуатации в межгосударственном сообщении. К слову, два вагона, выпущенные АО «ЗИКСТО», уже протестированы и сертифицированы специалистами нашей компании.
Хочется отметить, что данные действия мы проводили в соответствии с программой по увеличению доли казахстанской составляющей в объеме товарно-материальных ценностей для нужд АО «НК «Казакстан темір жолы». Позже подобная программа была принята и в нашей компании. Программа определяет основные направления деятельности компании по увеличению объема закупа ТМЦ у отечественных товаропроизводителей до 2013 года. Целью настоящей программы является снижение зависимости акционерного общества «Казтеміртранс» от импорта товаров путем удовлетворения спроса компании на необходимую продукцию за счет увеличения доли продукции отечественных товаропроизводителей в общем объеме товарно-материальных ценностей, закупаемых для нужд АО «КТТ».
– Несомненно, подобные программы значительно могут решить проблемы отечественных товаропроизводителей, тем не менее, как вы оцениваете их значение в целом для государства?
– Закуп у отечественных товаропроизводителей в соответствии с нашей программой будет способствовать решению таких стратегически важных для государства задач, как диверсификация экономики страны, улучшение внешнеторгового баланса, увеличение доли машиностроительной отрасли в общем объеме ВВП, снижение зависимости эксплуатации и развития железнодорожной отрасли от импорта. Это, в свою очередь, со временем повысит конкурентоспособность отечественной продукции за счет внедрения новых и высоких технологий, даст возможность привлекать инвестиционные ресурсы для развития перспективных направлений железнодорожного машиностроения и т. п. В целом же последние изменения в законодательстве о государственных закупках позволят отечественным товаропроизводителям расширить рынок сбыта производимой продукции и увеличить обороты от реализации, что, несомненно, скажется на экономике региона и страны в целом.
Говорить сейчас об ошеломляющих результатах было бы неуместно. Необходимо время, так как работа с отечественными заводами по технической документации и оказанию методической помощи – достаточно трудоемкий процесс. Однако уже в этом году мы планируем увеличить долю закупаемых товаров отечественных товаропроизводителей до 60 процентов против 30 процентного прошлогоднего показателя.
– Подводя итог нашей беседе, хотелось бы узнать ваше мнение о потенциале казахстанских машиностроителей.
– Казахстан и страны СНГ испытывают дефицит в подвижном составе, если не учитывать временную «передышку», связанную с мировым кризисом и спадом производства.
Суммарная потребность до 2015 года стран Содружества составляет, по прогнозам экспертов, до 350 тысяч новых вагонов. Нам совместно с машиностроителями необходимо использовать имеющиеся конкурентные преимущества нашей страны, такие, как ее географическое расположение, способствующее развитию транзитных перевозок, значительную протяженность ее путей, увеличивающиеся объемы грузоперевозок, и организовать производства по сборке грузовых вагонов. Необходимо уменьшить высокую зависимость Казахстана от импорта железнодорожной техники.
Для создания отечественного вагоностроения важно провести мероприятия по снижению налогового бремени, внедрить механизмы субсидирования отечественного машиностроения, устранить технологическую отсталость отрасли посредством обновления основных фондов. Нужно увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, заняться подготовкой квалифицированных кадров.
Развивать машиностроение необходимо не год и не два, а долгосрочно – до тех пор, пока не будет заметен реальный результат. Тут не стоит изобретать велосипед, правильным было бы создание совместных предприятий с Россией или Украиной для получения технологий и подготовки кадров. Вообще, развивая машиностроение, необходимо, чтобы была обеспечена должная совокупность всех составляющих, так скажем, just-in-time: производство подвижного состава и запчастей, соответствующих международным стандартам и спросу, а также упрощенная процедура закупа, утвержденные ФНБ «Самрук-Казына».
Мы, в свою очередь, как компания, нуждающаяся в услугах ремонта вагонов, а также в их производстве, провели в апреле день открытых дверей. Результатом стало подписание трехстороннего меморандума о сотрудничестве в сфере развития железнодорожного транспорта между АО «Ћазтеміртранс» и ремонтными предприятиями, а также отечественными товаропроизводителями. Тем самым мы опередили хоть немного время и постарались облегчить работу поставщиков в обеих сферах обслуживания, предоставив им диалоговую площадку. Участники договорились о взаимном оказании информационной и консультационной поддержки, освоении инновационных технологий и реализации совместных проектов, ориентированных на стимулирование развития отечественного производства в сфере железнодорожного транспорта. Своей потребностью в вагонах и запчастях мы должны стимулировать казахстанских производителей на выпуск отечественной продукции, ведь самое актуальное сейчас – это обеспечить государственную поддержку отечественному производителю.
liter.kz
-
В Туркменистане назначены досрочные выборы: Бердымухамедов принял "решение о себе"
1.2,3 президент Туркменистана, эволюционный процесс второго президента, эволюция бывает и так. -
Сергей Морозов провел дуэль взглядов с бразильским бойцом (видео)
Хороший бой гладиатор смотреть будем. Шоу. Пари между собой (500,1000 тенге ,это небольшие деньги, но очень интересно и захватывающе) Дамы и Господа ,делаем ставки. -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Дамы и Господа ,что за тишина? У вас столько вопросов и реплик к облакиму, а тут тишина. Люди понимают ,что облаким Ондасын Уразалин назначен президентом... -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Разговорился сегодня с Германией. Там у них полным ходом дорожает всё. Особенно бензин сильно подорожал, мясо, короче продукты питания. У нас в городе тоже поднимутся... -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Ну и где же главная информация - чем они должны заниматься, и где их искать? -
Будет ли в реке Сазда вода в 2022 году?
Рабочие дни акима Актюбинской области Ондасын Уразалина. -
Из-за ЧС не было интернета, а «Байнур и П» выставил полный счет. Почему?
Как в анекдоте, не прокатило..., вычёркиваем :) -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Может сам депутат напишет пару дней свое депутатства. Было бы познавательно почитать на диване. -
Для кого работают народные избранники. Мнения актюбинцев
Просто мнение: вы же понимаете, что с улицы гражданина не возьмут. Все имеют бизнес, знакомства, группы, кланы. У многих там уже прописка, днюют и ночуют.... -
Увеличат ли казахстанским школьникам учебный год?
А чем плоха советская система образования? От неё только что и осталось - это 34 учебных недели, всё остальное похерили. При прежней методике преподавания, оценочной...
Комментарии 0