Бектурган Едрисов, глава КХ «Алга-Ескендир»: Давайте сажать картошку и держать коров
Цены на рынке не будут взлетать, если мы сами будем выращивать картошку, овощи, перестанем пускать под нож дойных коров.
Цены на рынке не будут взлетать, если мы сами будем выращивать картошку, овощи, перестанем пускать под нож дойных коров. Но надо решить проблему со сбытом продукции. На нашем труде не должны наживаться перекупщики.
Земля пустует, а картошку везём из Польши
Я коренной алгинец, вырос в большой семье. Сколько себя помню, мы с отцом и братьями растили огород. С 1993 года занимаюсь предпринимательством. Выращиваю зерновые. Но последние годы все больше площадей отвожу под овощи и картофель. Так поступают и другие крестьяне.
С болью смотрю, как люди забрасывают дачи. Повсюду объявления об их продаже. В Алге такое уже лет десять. Как же цены не будут расти на картошку и овощи? Люди не хотят выращивать их сами. Хотя это не зерновые, и урожай не зависит от погоды. Трудись, поливай, будешь с урожаем. Насосы сейчас есть какие хочешь, даже дешевые, на пропане, шланги тоже есть какие хочешь. Чтобы посадить огород, не нужны миллионные кредиты, бизнес-план, нужно только желание. Десять мешков картошки с огорода можно собрать по-любому, и этого хватит прокормить семью.
У нас в Алге есть семьи по 8-9 человек, которые переехали из поселков, снимают комнату и живут на пенсию стариков и пособия детей. Почему бы этим людям не сажать огороды? Колхозы давно развалились, но земля-то осталась. Дошло до того, что люди перестали содержать огороды даже у себя во дворах. В Тамды, к примеру, 500 дворов, огороды только в 40, в Карабулаке этим вообще никто не занимается.
В 70-е годы жители Алги сажали огороды близ Бестамака. Наша семья получала по 120 мешков картошки! Это дело я не забрасывал никогда. А как иначе? По официальным данным, Казахстан сегодня только на 6% обеспечивает себя овощами. И это при том, что у нас огромная территория, просто мы ею не умеем пользоваться. В Китае, где каждая пядь земли на счету, люди для выращивания овощей используют даже крыши домов. А мы, имея столько земли, покупаем картошку в Пакистане, Польше, Киргизии, перекачиваем туда деньги, поддерживаем их экономику. Мало того, мы постепенно впадаем в зависимость от других стран. А время идет. Растет поколение, далекое от земли. Среди глав крестьянских хозяйств самому младшему 45-50 лет, а старшие уже на пенсии. Не можем работать сами, давайте нанимать узбекских гастарбайтеров.
Коровная обида
Люди сейчас стали отказываться и от коров. Причина – дорогие корма. Но коровы едят не только сено. Мой отец в свое время на всех местах, свободных от картошки, сажал тыкву и зимой ею кормил коров. Хотя это было советское время, и выписать зерноотходы не составляло труда.
Сегодняшние дети забыли вкус натурального молока. Что за молоко в пакетах, которое не киснет в 30-градусную жару? Там же должны быть живые микроорганизмы. Почему наши старики по 80-90 лет живут, пройдя войну и лишения? Они питались натуральными продуктами, а теперь, едва родившись, каждый второй ребенок больной.
Раньше треть населения сама обеспечивала себя сельхозпродукцией. В Карахобде, Новосергеевке не успевали убирать капусту. Она оставалась, и люди собирали «кельдек».
Думаю, властям надо разработать какую-то программу, чтобы организовать людей, занять их землей. Но тут очень важно, чтобы человек мог реализовать излишки.
Пару лет назад мы вырастили много свеклы. Привожу на оптовку, у меня ее берут по 28 тенге, да еще и под реализацию, хотя сами продают по 65 (!). Торговец, сидя на базаре, не должен получать больше, чем человек, который трудился, эту продукцию вырастил.
В 90-х я открыл свой бизнес, начал с молочного цеха. Но наша продукция не смогла конкурировать с завозной в красивой упаковке. У меня масло не покупали, говорили, лучше московское. Никто не задумался, из чего оно. А чтобы получить килограмм масла, необходим 21 килограмм молока жирностью 3,6%. Вот и считайте, сколько оно должно стоить.
250-граммовый стакан сметаны мы отдавали продавцам рынка по 50 тенге, рентабельность была всего 11%. Торговцы эту сметану продавали по 70 тенге, а мы кредиты брали под 147%. Мы покупали молоко у населения, все было налажено, но из-за проблем с реализацией цех пришлось закрыть.
Между сельчанином и рынком должна быть какая-то структура, которая будет заниматься закупом и реализацией продукции. С оптовиками, как и с супермаркетами, надо заключить меморандум, чтобы их накрутка тоже не превышала 10-12%. А то кто-то будет трудиться, а кто-то – получать сверхприбыль, лезть в карманы покупателей.
— Записала Альмира АЛИШБАЕВА
Бурёнка ест не только сено
Людмила Шаброва,
зоотехник, кандидат сельскохозяйственных наук:
– Люди, живя на селе, стали переходить на городской образ жизни, коров теперь держат немногие. Хотя по окупаемости они на втором месте после птицы. Основной расход на них зимой. Подорожавшие зерноотходы составляют только 25% от рациона животного. Почему-то считается, что отруби – не корм, но это покровная часть зерна, основной источник фосфора. Тыква тоже хороший источник витаминов, есть даже кормовые сорта «Волжские». Сочные корма коровам тоже нужны. Кроме сена, для этого можно использовать кукурузу, которая богата сахарами. Было бы хорошо, если бы крестьянские хозяйства взялись за производство силоса, сенажа и поставляли бы их населению, но без поддержки государства им это не осилить.
Корова – это кормилица, от нее никогда не будешь в убытке. Нельзя ликвидировать скот, потому что подорожали корма. Никто не продает машину, потому что подорожал бензин, или дом, потому что подорожали комуслуги. Надо только решить вопрос с ценой на молоко. Пока его принимают по цене ниже, чем расходы хозяина.
Комментарии 1