Магазины и такси отказываются от платы переводом
Люди снимают деньги с карт, чтобы вернуться к расчёту наличными. Власти просят не поддаваться ажиотажу и обещают, что с переводов физлиц налог брать не будут, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon.
Сенат принял закон о налогообложении переводов с карты на карту. Власти говорят, что будут выявлять предпринимателей, которые принимают плату за товар мобильным переводом и не платят налоги, чтобы доходы бизнеса стали прозрачнее, а бюджет полнее. Возникает вопрос: как будут выяснять, какой перевод – это плата за товар, а какой – помощь от близкого? На этот вопрос ответил Марат Султангазиев, вице-министр финансов.
– Будем систему управления рисками вырабатывать. Если от различных источников в течение одного дня человек получил деньги и это продолжается несколько дней, месяцев, значит, налоговые органы должны обратить внимание и дальше уже работать с этим физлицом, – сказал Султангазиев журналистам 25 ноября. – Информационные системы у нас развиты, вычислять такие операции несложно. Если вы эпизодически получаете деньги, на свой день рождения от своих родственников, то в эту систему управления рисков вы никак не попадаете. Если у вас день рождения будет каждый день и по пять раз, это будет подозрительно.
Закон приняли, будут явные новшества, но пока рядовые налогоплательщики мало понимают, что к чему и боятся, что с их и так небольших доходов придется платить новый налог. За разъяснениями «Диапазон» обратился в департамент госдоходов. Там попросили не поддаваться ажиотажу.
– Еще не установили пороговый уровень перевода, который будет облагаться налогом. Не надо поддаваться призывам отказаться от мобильных переводов. Много вопросов есть от таксистов. Но у нас есть определенный режим налогообложения, которым предприниматели могут пользоваться добровольно. Для таксистов у нас есть патент, по нему налог они могут платить всего лишь 1% от дохода, – рассказал Кайдар Шайзада, руководитель отдела администрирования ИП департамента госдоходов.
То есть, если таксист заработал за месяц 300 тысяч тенге, то налог будет 3 тысячи тенге. Магазинам предлагают открыть специальный счет, на который они будут принимать оплату.
В «Каспи Банке» тоже уверены, что личные переводы между физлицами налогом облагаться не будут, информация о них – это банковская тайна, налоговикам ее не передадут. А передача сведений о наличии признаков предпринимательской деятельности возможна только с 2025 года в соответствии с законом о всеобщем декларировании.
Впрочем, есть экспертное мнение, что все происходящее сейчас – это попытка залезть в карманы казахстанцев.
– Доводы властей, что люди через мобильные платежи уклоняются от налогов – бред. Борьба с уклонением от налогов – это совсем другая плоскость. Есть налоговая служба, которая должна выявлять нарушителей платежной дисциплины. Пусть выявляют нарушителей и наказывают, – цитирует эксперта-экономиста Ерлана Ибрагима издание «Форбс».
Пока пытаются успокоить народ, люди массово отказываются от онлайн-переводов.
– У меня минимальная зарплата, приходится таксовать по вечерам. С наличкой бывают проблемы, сдачи нет, поэтому для удобства пользуюсь переводом на номер телефона. Таксую не каждый день, иногда заработаю до 10 тысяч тенге, а иногда и 1 тысячу. Доход нестабильный. И теперь из этих переводов придется платить налог? Но я и так плачу налог за машину, на работе с зарплаты удерживают на пенсию, медстраховку и подоходный налог. Мне проще брать наличку, – поделился частный извозчик Андрей.
Читайте также: Пенсионеры и инвалиды за проезд теперь будут платить 40 тенге
– Я делаю тойбастар [«тойбастар» – знак благодарности гостям за то, что они пришли на свадьбу] на заказ, для меня это хобби. Конечно, я этим занимаюсь не каждый день, у меня есть основная работа. Самый большой доход – 50-70 тысяч за заказ. Порой заказов нет вообще, – поделилась с «Диапазоном» рукодельница Надежда. – Всем удобно платить переводом, не нужно искать сдачу. Но и расходы у меня немаленькие, бумага, краска, фурнитура – все дорожает. Конкуренция большая, цену сильно не поднимешь. Чистый доход это где-то 30-40% от выручки.
Пока непонятно, чем закончится вся эта история с онлайн-переводами. Подробнее мы узнаем, скорее всего, только в следующем году.
Комментарии 2