Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

1735 просмотров

Где учиться особенным детям? Путь в школу для ребёнка с ДЦП

В Актюбинской области сотни детей с различными диагнозами, нуждающихся в специальном обучении. Единственная коррекционная школа переполнена, в обычных школах не знают, как таких детей учить, передает «Диапазон» @gazeta_diapazon.

Никита Санин недавно стал первоклассником. В спецшколу №7 его не взяли, он учится в школе №26. Здесь он первый такой ученик. Учитель приходит к Никите домой. 

У Инны Саниной трое детей. Средний Никита инвалид с детства, у него ДЦП. В этом году ему исполнилось 8 лет, стал вопрос о поступлении в школу. 

– Никита только в 6 лет начал разговаривать. В прошлом году дети учились онлайн, и мы его в школу не отдали. В этом прошли специальную комиссию (горПМПК), врачи поставили ему диагноз слабая умственная отсталость, предложили учиться в школе №7, – рассказывает Инна. – Никита обучаемый, понимает речь, хотя плохо и медленно говорит. На комиссии нам объяснили, что коррекционная школа – это то, что ему нужно, там с ним будут заниматься специалисты. Мы сходили на прием к детскому психиатру Волковой, собрали документы и пошли в спецшколу №7. Но ребенка не приняли. Оказалось, что в справке врачебной комиссии поликлиники нет записи об умственной отсталости. В заключении городской комиссии она есть, но этого мало. Нам предложили идти в обычную школу. Объяснили, что во всех школах должны быть специальные программы для особенных детей и дефектологи. 

Инна слышала о таких программах, но со слов родителей других особенных детей знала, что они не работают. Она убеждала директора школы №7 взять ее сына, но ей отказали.

Собрав все бумаги, Инна Санина пошла в ближайшую к дому школу №26. Там директор объяснила, что у них программа для детей с аутизмом. У Никиты другой диагноз. Поэтому он может обучаться по обычной программе, но облегченной. Учитель будет приходить к нему домой три раза в неделю. Индивидуальной программы у них нет. 

– Как может заниматься с ребенком учитель, который не знает, с какой стороны к нему подходить, как и на что он реагирует, возможно, даже не знает, что такое ДЦП, – говорит Инна Санина [на фото]. – Я хочу, чтобы с моим ребенком занимались подготовленные специалисты. Учителя должны хоть какие-то курсы проходить, чтобы учить особенных деток. Такие специалисты есть в школе №7, поэтому мне хотелось, чтобы Никита учился там. В этой школе есть дефектологи, логопеды. Мне надо, чтобы мой ребенок по своим возможностям получил образование и в дальнейшем мог сам себя прокормить. Мы не сможем всю жизнь его опекать.

Директор коррекционной школы №7 Дина Тромова объясняет ситуацию так:

– У нас очень много детей, которые обучаются на дому, и они не только из Актобе, но и из пригорода. Управление образования поднимало вопрос, чтобы такие дети ходили в школу по месту жительства. Есть программы инклюзивного образования, в школах должны быть дефектологи. Что касается Никиты Санина, я сказала его маме, что нужно взять заключение горПМПК, получить запись, что в 2021-22 учебном году ребенок должен обучаться в специальной коррекционной школе. Если он идет в обычную школу, мы готовы дать учителю всю информацию, планы, помочь ему, у школьных дефектологов нет опыта работы с такими детьми.  

С этим соглашаются и в школе №26. Завкабинетом инклюзивного обучения СШ №26 Алия Смагулова говорит, что они работают только с детьми, у которых первичный аутизм. Никите такая программа не подходит. В школе учителя с обычным педагогическим образованием, методики специальной коррекционной педагогики у них нет. 

– Мы не специалисты в области специальной педагогики, – говорит Алия Смагулова. – Никита может обучаться на дому, но со специальным педагогом. Мы сами рекомендовали отдать его в коррекционную школу. В такой школе ребенок получает не только образование, но и социальные навыки. Если заболевание у него связано с опорно-двигательным аппаратом, проводят упражнения, разминки. Мы такой методикой не владеем. 

– Никита Санин состоит на учете у невролога с ДЦП. Диагноза умственная отсталость у него официально нет, – говорит заведующая детским отделением поликлиники №1 Роза Кукирбаева. – Им надо обратиться к психиатру. ГорПМПК дает заключение на основании решения врачебной комиссии поликлиники. Дети с ДЦП не подлежат обучению в школе №7. Заключение о надомном обучении принимает комиссия в поликлинике, рекомендации об обучении в школе №7 мы не давали. 

И. о. руководителя горПМПК Динара Жубалова объясняет, что Никиту не взяли в школу №7 из-за нехватки мест, школа переполнена. 

– Если ребенок пойдет в школу №26, его будут обучать там инклюзивно. Не ребенок должен подстраиваться под систему, а школа под него, педагогу надо взять программу в школе №7 и работать по ней, – говорит Динара Жубалова. 

…1 сентября для Никиты Санина начался первый учебный год. В школу он не ходит, учится дома. До этого его маме пришлось обить пороги многих учреждений. Простое желание родителей особенного ребенка дать ему образование и соцнавыки переросло в клубок проблем. Зачастую такие родители стучатся в закрытые двери, и это касается не только учебы.  

Когда готовился материал, мама Никиты сообщила, что она побывала на собрании в СШ №26, где будет учиться ее сын, познакомилась с учителем. Ей очень хочется, чтобы сын и педагог справились с тем, что им предстоит: Никита – с учебой, учитель – с работой. 

Никита Санин со своим диагнозом пока первый такой ученик в СШ №26. Мысленно я преклоняю голову перед родителями особенных детей за их упорство. Добиться, чтобы закрытую дверь открыли, не так-то просто.

Читайте также: Вы не знаете, что на сердце у мамы больного ребёнка

Автор — Махаббат АКЕЖАНОВА, гражданский журналист

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.