Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

2625 просмотров

Актюбинец летал над океаном в Майами

Как ремонтируют дороги в Майами, сколько стоит щенок в США, почему в небе бывают конфликты самолётов, рассказал «Диапазону» @gazeta_diapazon актюбинский авиадиспетчер Султан Сагиев.

В Майами авиадиспетчер Султан Сагиев проходил летную практику, он летал на легком самолете «Цесна» и вертолете «Робинсон». || Фото из личного архива Султана САГИЕВА

26-летний Султан Сагиев учился в Риге и Майами, чтобы работать авиадиспетчером в международном аэропорту Актобе. После медкомиссии и трех этапов собеседования, в том числе на знание английского, логику и абстрактное мышление, Султан Сагиев поступил в Рижский институт авианавигации.

– В профессию пришел случайно, по первому образованию я IT- инженер. Друг предложил попробовать поступить на авиадиспетчера. Сейчас многие хотят освоить эту специальность. Но года 3-4 назад никто толком не знал, чем занимаются диспетчеры. Некоторые думали, что они объявления дают в аэропорту или же машут перед самолетом на взлетной полосе палочками. Работа эта очень интересная, но тяжелая, много стресса и ответственности. Бывают конфликты между бортами, когда два самолета сходятся в одной точке по траектории. Мы предотвращаем столкновения между воздушными суднами. Помогаем пилотам справиться с непростыми ситуациями, к примеру, если пассажиру стало плохо в самолете. Но мне нравится моя работа, другой не нужно, – говорит Султан Сагиев.

Мало детей, много питомцев

В Риге Султан Сагиев учился полтора года. Обучение проходило на русском и английском языках, но Султан из интереса начал учить латышский язык.

– В Риге пасмурно и очень красивая природа. Но лично у меня сложилось ощущение, что Латвия – страна без будущего. Молодежь уезжает в другие страны, очень много пар, у которых есть домашние животные, но нет детей. На улицах детей толком нет, очень непривычно. Я там учил латышский и в магазине удивлялись, когда я на нем говорил. Мне помогала учить язык преподавательница из университета, – вспоминает Султан.

Летать, как водить машину

После Риги Султан Сагиев отправился на летную практику в Майами, США. Там есть малая авиация для частных лиц, то есть разрешено летать на одно- или двухмест­ном самолете, легком вертолете на 4 пассажира и так далее.

– Там летали на 2-, 3- и 5-местных самолетах «Цесна-172, -152», «Пайпер». В Майами мы летали с инструкторами, но обычному человеку там очень легко получить летное удостоверение и летать самому. Это как получить водительские права. В районе, где я жил, было около 20 летных школ, – добавляет актюбинец.

Полетать над городом или океаном стоит около 100 долларов, что для Майами доступные деньги. Можно заказать и авиатакси. Но большинство горожан передвигаются на автомобилях.

– Город большой. Очень доступные кредиты на авто – всего 3-4%. Бензин стоит всего 1,5 доллара за галлон. Нет налога на машины, он уже вписан в стоимость бензина. Получается, сколько проехал, столько и заплатил. В автобусах в основном ездят бедные люди. Там чисто, но темно. Один раз мы с друзьями ехали в автобусе, я разговорился с другим пассажиром. У него была необычная татуировка – семь слез у глаза. А потом мне сказали, что каждая слеза – это убитый им человек, – делится Султан Сагиев.

Чистота, идеальные дороги и мгновенная помощь

Майами и его жители произвели на нашего земляка огромное впечатление.

– Там к жизни относятся проще, люди уважают друг друга, ценят свободу и людской труд. В Майами очень чисто. Я ни разу не видел, чтобы хоть один фантик валялся где-то, – рассказывает «Диапазону» Султан Сагиев. – Люди убирают всегда за собой. В зеленых зонах стоят специальные боксы с пакетами, чтобы убрать за своей собакой, бесплатные антисептики. Есть все условия. В Майами идеальные дороги, там нет ни ямок, ни кочек. Если на дороге образовалась яма, то меняют целый кусок дороги. Работают очень быстро и даже стыков не видно. Нет коррупции, прин­цип брат-сват там не работает.

Один раз Султан стал свидетелем ДТП: мужчину на велосипеде протащил грузовик. Всего через 40 секунд после звонка в службу спасения прибыла помощь.

– В течение 40 секунд приехали «Скорая», полиция и пожарные, а с воздуха наблюдение вел вертолет прессы. Полицейские запретили нам, свидетелям, разговаривать между собой, видимо, чтобы мы не сговорились в показаниях. Район оцепили, пострадавшего отвезли в больницу. Больницы там очень хорошие, чистые, персонал вежливый, но лечение стоит дорого. Если у тебя нет страховки, то можно оставить сотни тысяч долларов. Бесплатно, как у нас, ничего не делают, даже экстренно, за все нужно платить, – добавил актюбинец.

Султан отметил, что в Майами много самой разной живности и отношение к животным очень теплое. В зоомагазине можно погладить и поиграть со щенком. Именно в этом городе Султан Сагиев полюбил породу собак лабрадор.

– Рядом с нашим домом был контактный зоомагазин. Там можно было в специальной комнате поиграть со щенком, если понравится, то купить. Все щенки бегали, а один сидел в стороне. Я проникся к нему симпатией, приходил к нему. Конечно, цены на животных там очень высокие. Этот щенок стоил 2 тысячи долларов. Тогда я решил: когда вернусь в Казахстан, возьму себе лабрадора. Я так и сделал. Его зовут Энзо. Говорят, что держать собаку в квартире непросто, но на своем опыте скажу: ничего сложного нет, – считает Султан Сагиев.

Казахстан прославили Головкин и Борат

 Д: - Знают ли о Казахстане в Майами?

– Все, с кем я познакомился, делились на три группы. Первые знали про Казахстан из-за боксера Геннадия Головкина. Вторые – по фильму «Борат», но они думают, что мы тут катаемся на верблюдах и носим одежду из овечьей шерсти. Третьи не знают про Казахстан вообще. Когда им говоришь, что это рядом с Россией, они все говорят: «Водка, Путин, хорошо». Многие показывали на меня и спрашивали:«Джеки Чан?». Они удивляются, что мы едим конину. Для них лошадь – это друг, рабочая сила, но совсем не еда, – добавляет авиадиспетчер.

История любви Султана Сагиева

- Моя жена бортпроводница, но познакомились мы гораздо раньше, чем встретились на работе. Оказалось, что наши мамы давно знакомы. В 10-м классе я пошел в лагерь по подготовке к TOEFL и встретил ее там. Сразу заметил красивую девушку. Нашел ее в Интернете, стали общаться. Показал ее фотографию маме, и она сразу ее узнала. Какое-то время мы не общались. А когда я учился на авиадиспетчера, то узнал, что она пошла в бортпроводницы! От судьбы не убежишь, подумал я. Теперь она все время рядом.


Автор — Екатерина СКОРОДОЛЬНИКОВА, гражданский журналист

Комментарии 1

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • natnat

    natnat

    Султан-молодец! Про работу авиадиспетчера круто писал Артур Хейли в романе «Аэропорт». Потрясающе рассказано, и читается на одном дыхании. Хотя события происходят в конце 60-х, все равно интересно. Не думаю, что диспетчером работать легче сейчас, даже со всем современным оборудованием, это колоссальная ответственность и стресс.

    1
    1