Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

603 просмотра

Стоп! Инвалидам въезд запрещён

Тысячу разных объектов, среди которых вокзал, аэропорт, почта, спортзалы, проверили за два года общественники. Доступных для инвалидов нашли всего около ста, их нанесли на карту, которую можно скачать в мобильном приложении. Надземный переход в центре города пока в «чёрном» списке, передает "Диапазон" @gazeta_diapazon.

Пр. А. Молдагуловой. Надземный переход.

Подъемник для инвалидов закрыт, по лестнице подниматься опасно. «Швеллеры ни для детских колясок, ни для чемоданов не годятся, но они в городе повсюду», – говорит Шахан Жулдаспаев. || Фото автора

– Карту составили, чтобы, собираясь в магазин, стоматологию или еще куда-то, человек с инвалидностью мог посмотреть, есть ли там для него доступ, – рассказывает Шахан Жулдаспаев, руководитель строительной организации, спортсмен и депутат гормаслихата. Его предприятие, кстати, специализируется на выпуске подъемников для инвалидов, возведении пандусов. – Проект «Доступный Казахстан» идет уже третий год по всей стране. Очень медленно, но ситуация меняется.

Шахан вспоминает, как в прошлом году вместе с акимом города Асхатом Шахаровым они на инвалидных колясках проехали по Батысу-2, где Шахан тренируется в бассейне «Достык». 

– Это новый район, он строился, когда шла работа по адаптации среды для инвалидов, но даже здесь много проблем, – говорит Шахан. – В Батысе-2 возвели спортивные, детские и прочие учреждения, но инвалиды туда попасть не могут. А они тоже хотят смотреть соревнования во дворце «Жекпе-жек», ходить в музей. Где-то пандусы есть, но препятствия внутри здания. Человек не может попасть даже в туалет! В строительных нормах все прописано, но это не выполняют. По закону введение объектов должны согласовать с общественными объединениями инвалидов, но это не делают. Недавно мы встречались со специалистами, которые проектируют, строят, принимают объекты, и напомнили об этом. Ведь правильно спроектировать и построить объект изначально дешевле, чем его переделывать.  

Шахан Жулдаспаев с другими активистами недавно объехал еще один новый район города, Нур Актобе.

– Там живет девушка с инвалидностью. У нее в доме пандус есть, но под углом 45 градусов, выложенный кафелем, там можно насмерть разбиться. Такой случай уже был в южной области. Дети не удержали своего отца в подземном переходе, уронили, и он погиб. 

В Нур Актобе вдоль дорог бордюры, человек в коляске вынужден передвигаться по проезжей части. Мне самому часто приходится двигаться по дороге, чтобы найти удобное место для выезда: бордюры по полметра. Мне сигналят, я еду, а что делать? Брать с собой 2-3 человек, чтобы они меня переносили? 

Впрочем, барьеры не только на улице, они и дома, инвалидам сложно оттуда выйти.  

– При поддержке акима города в прошлом году мы адаптировали 8 квартир, где живут инвалиды. Пандусы обошлись в 250 - 500 тысяч тенге. Помогали спонсоры, делало пандусы наше предприятие, – говорит Шахан Жулдаспаев. – Мы работаем с 2014 года, есть лицензия на строительно-монтажные работы, и мы знаем, что нужно людям. Первый объект, где мы обустроили пандус, облсобес. Туда можно хотя бы подъехать. Внутри сложно что-то приспособить, здание старое.


– Возле многих магазинов лежат металлические швеллеры. Ими кто-то пользуется?

– Нет, конечно. Это препятствие, бесполезное для человека в коляске и опасное для всех остальных. Их уложили для галочки, чтобы создать видимость заботы об инвалидах.

Вместе с Шаханом направляемся в район ДСК, чтобы попробовать перейти дорогу по надземному переходу. Швеллеры на крутых лестницах и там.

– Их лучше убрать, – говорит Шахан. – Даже для чемоданов они не пригодны. А вот подъемник здесь хороший. Я был, когда «надземку» сдавали. У двери камера. Оператор, увидев человека в коляске, разблокирует дверь. Подъемник выдерживает до 450 кг. Но его сделали для тех, у кого выраженная инвалидность, человек на протезах уже не сможет им воспользоваться. Мы с тогдашним акимом города Испановым пробовали подняться. С тех пор я был единственным, кто воспользовался этим подъемником. Спуститься с другой стороны мы не смогли, подъемник не сработал, его обещали доделать. 

14 февраля у нас тоже ничего не получилось: чтобы воспользоваться подъемником, надо было позвонить оператору. Мы позвонили, но дверь нам не разблокировали. Объяснили, что у предприятия нет договора на обслуживание лифта. Так и стоит «памятник» нетронутым третий год.


– Как вы на сессии маслихата попадаете?

– Меня заносят на руках, как мешок картошки, – говорит Шахан. – Я папа двух детей, но не могу попасть в садик, чтобы забрать их. Я чемпион кубка мира по плаванию, но не могу попасть в спортзал или тренажерку. В городе до сих пор нет доступной для инвалидов парикмахер­ской. Только с бассейном «Достык» повезло: там закупили специальный подъемник. Потихоньку, думаю, все будет меняться. Мы работаем для этого.



Автор — Альмира АЛИШБАЕВА

Комментарии 0

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.